«Выучить за одну ночь – реально»: советы от специалиста по мнемотехникам. Как запоминать большие объемы информации? Как правильно запоминать большие объемы информации

  • 17.04.2024

Как быстро запомнить информацию наилучшим способом? Каковы бы ни были ваши потребности: предстоящий экзамен, презентация, изучение Библии или кастинг на главную роль с длинным монологом – запоминайте ее эффективно.

В зависимости от изначальных способностей каждого человека, вы можете лучше усваивать знания зрительным, слуховым или тактильным способом. Однако, чтобы запомнить объемные знания, вам все равно придется использовать разные подходы с большей и меньшей интенсивностью, которую вы определите сами, когда поймете эффективность каждого лично для вас.

Как запоминать большие объемы информации

Существуют разные методы для запоминания информации, и они активно развиваются каждый день вместе с растущими потребностями общества. Старый метод зубрежки больше не удовлетворяет нас, так как очевидно, что он малоэффективен.

Сам подход для усвоения знаний отличается от нее: чтобы тот или иной текст лег в долгосрочную память органично, он должен быть максимально адаптирован под принцип работы нашего сознания, то есть, он должен быть «усвоен» мозгом. В то время как зубрежка может предложить лишь автоматизированные, «непереваренные» и «неукорененные» знания.

Возможно, вам нужно эффективно запомнить факты или просто понять основы. Вам может понадобиться широкая концептуальная база или просто навыки. Чтобы добавить еще больше разнообразия, попробуйте разные стили обучения.

Важно! Ни один инструмент не будет окончательно правильным. Но из разных способов вы можете выбрать тот, который поможет понять, как правильно научиться запоминать и уметь пользоваться запомненным.

Ниже вы увидите подборку наиболее интересных способов того, как лучше запоминать информацию.

Анализ

Проанализируйте текст и выделите главные тезисы, которые в нем освещены. Ознакомьтесь с формулами, графиками, так как этим способом можно быстро запомнить всю основную информацию.

Чтение вслух

Это работает, если у вас развита слуховая память, если у вас развита больше зрительная, то будет эффективно читать про себя.

Важно! Чтобы понять, к какому типу памяти относится ваша, проследите, проговариваете ли вы слова во время текста: если нет, то память у вас зрительная.

Запишите это

Это быстрее, чем вы думаете, и вы надежнее всего запомните именно конспект, даже если он написан таким корявым подчерком. Это работает, потому что вы подключаете свой ум к действию записи строк и одновременно просматриваете записанное. Таким образом знания переходят в более глубокую часть вашего мозга. Действеннее всего писать вручную, но можно также печатать текст.

Визуализация

Способ состоит в том, чтобы поместить абстрактную информацию в картину. Если вы пытаетесь понять концепцию, визуализация — хорошая техника для начала.

Механическое запоминание

Хотя, как чистая схема это не работает, иногда требуется грубая сила. Заучивание заключается в том, чтобы «вбить» информацию в ваш мозг с помощью постоянного повторения. Работает лучше всего, когда информация произвольна и основана на фактах, поэтому приложения не выходят за рамки простой памяти.

Важно! Золотое правило зубрежки гласит, что чтобы то или иное понятие перешло в долгосрочную память, нужно повторить его через 10 минут, затем через полчаса, через сутки и через трое суток.

Перелинковка

Возьмите две идеи и спросите себя, как они связаны. Они могут быть идеями в определенной области или охватывать две совершенно разных. Делая это, вы создаете дорожную карту для перемещения между информацией в вашем мозгу.

Метафора

Возьмите более сложную идею и сравните ее с более простой. Изучая компьютерное программирование, изучите такую функцию, ​​как, например, точилка для карандашей. Параметром был затупившийся карандаш, внутри которого происходил процесс оттачивания, которые привел к тому, что карандаш стал острым.

Некоторые метафоры имеют ограниченное применение, а другие могут использоваться для глубокого понимания.

Диаграмма

Начертите понятие. Используйте диаграммы для сортировки больших фрагментов информации. Использование диаграммы может служить одной из версий визуализации.

Гибкие записи

Большинство людей делают заметки линейным способом, записывая примечания по очереди. Гибкие записи могут выглядеть менее организованными, но они связаны между идеями и написаны во всех направлениях на странице. Помните, что точка отсчета — это поощрение обучения, а не просто запись того, что было сказано.

Аббревиатуры

Чуть более эффективным, чем зубрежка, является использование мнемоники. Акронимы для запоминания упрощают процесс быстрого запоминания информации и делают его легче и быстрей. Составьте свои собственные аббревиатуры для хранения произвольной информации.

Метод звеньев

Это усовершенствованная техника, которая работает на удивление хорошо, но для ее настройки требуется больше времени и требуется практика, если вы хотите сделать все быстро. Основная идея заключается в том, что вы связываете две идеи вместе, создавая причудливую картину, в которой участвуют обе из них.

Например, чтобы понять, как запомнить список продуктов, в которых есть яблоки, молоко и бобы, нужно создать два изображения, которые связывали бы яблоки с молоком и молоко с фасолью. Первой может быть картина гигантского яблока, которое доит корову. Второй может быть контейнер для молока с запеченными бобами внутри.

Научите другого

Совместное использование новых знаний – эффективный способ дальнейшего укрепления новой информации в вашем мозгу. Процесс перевода информации в слова помогает мозгу лучше запоминать большой объем информации, и есть ряд инновационных способов выучить что-то, чтобы научить этим других.

Если у вас есть родственник ребенок, попробуйте объяснить ему тему простым языком – таким образом происходит то самое усвоение знаний, к которому мы стремимся. Проще говоря, когда информация произносится вслух, она запоминается быстро и надолго.

Способы запоминания информации и приемы тренировки памяти

Существует множество приемов и один из них мы разберем подробно. Согласно авторской методике Ицхака Пинтосевича, есть эффективная методика по тренировке памяти и запоминанию прочитанных книг за максимально короткий срок. Она состоит из 4 этапов:

  1. Подготовительный этап «пустая чашка» . Согласно автору, разум человека должен стать «пустой чашкой», чтобы суметь усвоить новые знания. Для того, чтобы достичь нужного состояния, необходимо выбросить из головы все мысли и несколько раз повторить слова: «я не знаю, мне интересно».
  2. «Дыхательная практика» . Подготовьте свой мозг с помощью активного дыхания, чтобы произошло насыщение мозга кислородом. Для этого можно выглянуть в окно и интенсивно подышать свежим воздухом, чтобы дать мозгу необходимый заряд энергии для работы. Мозг способен изучать что-то важное максимум 25-30 минут в день.
  3. Затем выделите 3 идеи , которые вы запомнили из прочитанного, запишите их.
  4. Затем выберите трех людей , которым необходимо рассказать эти 3 пункта.

«Рассказываешь, объясняешь, делаешь » — упражнение, которое позволяет автору методики изучать по 3 книги за 7 недель и по 20-30 книг за год, уделяя чтению всего по 25-30 мин в день.

Как запомнить много информации за короткий срок

Все большую популярность приобретает книга «Make it stick» — пособие по обучению умению запоминать большие объемы информации. Книгу написали два ученых Генри Рудигер и Марк МакДэниел, и писатель Питер Браун, чтобы объяснить, как работает память.

Основные тезисы, которые можно вывести из книги, следующие:

  1. Максимально упростите полученные знания, так как это самый простой и быстрый путь для их усвоения. Необходимо выбрасывать все лишнее до тех пор, пока не останется одна суть.
  2. Если перед вами стоит цель выступления перед большой аудиторией, пробуждайте ее интерес с помощью провокации. Сделайте ситуацию абсурдной, чтобы привлечь к ней внимание и замотивировать на поиск решений.
  3. Подкрепите полученные знания конкретными примерами для метода визуализации.
  4. Одним из самых эффективных пособий для запоминания является использование тестов, потому что люди учатся лучше, когда проверяют себя через регулярные промежутки времени. Это может включать викторины с низкой ставкой, которыми управляет учитель или самотестирование.
  5. Когнитивная основа для укрепления памяти имеет первостепенное значение. В то время как тестирование показывает вам, что вы знаете или не знаете, новые знания также заставляют мозг «расширять» возможности памяти и укреплять ее связи с тем, что вы уже знаете, а также облегчает запоминание в будущем.

Это богатая и резонансная книга и приятное чтение, благодаря которой вы научитесь процессам, через которые вы приобретаете новые знания и навыки.

Как еще помочь своей памяти быстро усвоить много текста

Независимо от того, являетесь ли вы студентом, профессионалом, родителем или пенсионером – если вы изучаете новые вещи, такие как игра на гитаре, изучение нового языка, искусство ораторства – для всего этого вам потребуется знать, как можно быстро развить свою память. Наш ум постоянно развивается, благодаря новой информации, вот несколько правил для этого:

  1. Практика во второй половине дня . Даже если вы считаете себя «утренним» или «ночным» человеком, исследования показали, что концентрация внимания и фокусировка на задаче во второй половине дня могут оказать большее влияние на долговременную тренировку памяти, чем в другое время дня.
  2. Соединяйте новые знания с теми, которые вы уже усвоили . Такой «метод звеньев» неоднократно проверен на предмет своей эффективности и довольно надежен. Например, если вы изучаете Ромео и Джульетту, вы можете связать то, что вы узнали о пьесе, с предварительно полученными знаниями о Шекспире, историческом периоде, в котором жил автор, и другой соответствующей информации.
  3. Избегайте многозадачности . В нашем мире, основанном на технологиях, мы часто бездумно используем свои смартфоны, чтобы ответить на текст или проверить канал в социальных сетях, пока находимся в процессе решения другой задачи. В некоторых ситуациях способность к многозадачности может оказаться удобной, но, когда дело доходит до изучения нового навыка или запоминания информации, лучше всего сосредоточиться на этом.

Многозадачность подрывает нашу эффективность, особенно в сложных или незнакомых задачах, поскольку требует дополнительное время для переключения внимания каждый раз, когда человек переключается между несколькими задачами.

Ситуация, когда за три дня до экзамена нужно выучить большой объем материала, знакома многим. Мы расскажем, как развить память и усвоить нужную информацию в течение короткого промежутка времени. При этом не важно, предстоит вам сдавать ЕГЭ, ГИА или ПДД.

Правильная организация процесса

От того, насколько правильно вы спланируете процесс подготовки к экзамену, напрямую зависит его результат. Поэтому подойдите к этому вопросу системно:

  • если на протяжении семестра вы нечасто бывали на лекциях и не считали нужным восполнять пропущенное, то двух-трех дней на усвоение материала будет недостаточно. Начните подготовку к экзамену хотя бы за неделю, тогда у вас появится шанс запомнить бóльшую часть прочитанного;
  • составьте график работы с билетами и строго его придерживайтесь. Разделите количество экзаменационных вопросов поровну на число дней, оставшихся до теста, и выучивайте дневную норму, не откладывая на завтра. Иначе в последний день перед экзаменом вам придется туго. Согласитесь, есть разница — выучить в день 25 или 50 вопросов, ведь память обычного человека имеет свои пределы;
  • отведите на подготовку промежутки времени с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. В эти часы у нашего мозга наблюдается высокая активность, и он способен легко усваивать и быстро запоминать материал. Каждые 40 минут делайте 10-минутный перерыв. Пройдитесь по квартире, разомнитесь, выйдите во двор — разгоните застоявшуюся при сидении кровь и подпитайте мозг таким необходимым ему кислородом;
  • не отвлекайтесь ни на просмотр телепередач, ни на компьютерные игры, ни на телефонные разговоры. Даже не думайте заглядывать в соцсети, чтобы узнать, как обстоят дела у друзей — отложите общение на вечер, когда с дневной нормой билетов будет покончено;
  • делайте перерывы на завтрак и обед. Помните: мозгу нужно питание, в противном случае его КПД существенно снизится, а память ухудшится. Хотя и говорят, что глюкоза стимулирует работу мозга, не впадайте в крайность, поглощая в неимоверном количестве конфеты. Лучше съешьте плитку черного шоколада — от него пользы намного больше;

  • не засиживайтесь за компьютером до поздней ночи. Помните: утром голова должна быть свежей, иначе все попытки усвоить материал пойдут прахом.

Возможно, на период сессии придется ограничить общение с друзьями и отказаться от походов в ночные клубы. На наш взгляд, это небольшая плата за хорошую оценку в зачетке. А наверстать упущенное, потусовавшись с приятелями на вечеринках, можно будет после экзамена.

Приемы быстрого усвоения материала

Увы, не все мы наделены способностью быстро запоминать большие объемы материала, а потому, думаем, всем интересно, как развить память. В этом может помочь мнемоника — методика, облегчающая запоминание. Мы приведем несколько приемов, которые могут пригодиться во время подготовки к экзамену.

  1. Не зубрите материал, а старайтесь понять, тогда и воспроизвести прочитанное будет легче. Механическое запоминание малоэффективно.
  2. Большие тексты делите на части и учите постепенно. Усвоение небольших отрывков дается значительно легче, поскольку не перегружает нетренированную память.
  3. Если нужно запомнить несколько материалов, начните с более объемного. Это же касается и экзаменационных вопросов: пока вы еще не устали, выучите более сложные, а простые оставьте «на закуску».
  4. Следует повторять изученное. Прочитав тему, составьте мысленно план ответа и кратко перескажите усвоенное. Правило «Повторение — мать ученья» никто не отменял, только учение должно быть осознанным — смотри пункт 1.
  5. Пересказывайте прочитанное родным. Когда мы озвучиваем и объясняем кому-то то, что до этого произносили мысленно, знания систематизируются и откладываются в памяти, поэтому извлечь их на-гора во время экзамена будет нетрудно.
  6. Пишите шпаргалки. Не столько для того, чтобы ими воспользоваться, сколько для лучшего запоминания. Доказано: информация, которая была прочитана и записана, запоминается гораздо лучше.
  7. Взявшись за подготовку всего за день до тестирования, вы сильно снижаете свои шансы на хорошую оценку. Однако вероятность благополучного исхода все-таки есть. Прочитайте материл «по диагонали» — зрительная память уловит основное, и на экзамене вы сможете выудить из закоулков мозга нужный тезис и раскрыть тему.

Желаем удачи!


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Плохая память? Забываете о важном? Необходимо быстро выучить что-то новое? Читайте, как легко запоминать большие объемы информации и стать умнее!

Эта статья поможет вам быстро подготовиться к экзаменам, без труда повысить квалификацию на работе, изучить новые языки или легко освоить любое новое для себя направление. При этом ваш мозг будет запоминать большие объемы информации лучше и быстрее, а ваша память автоматически усилится!

1. Запоминаем информацию зрительно!
2. Почему о видео стоит сказать отдельно?
3. Подключаем слух и ощущения!
4. Сон и обучение во сне!
5. Как правильно запоминать большие объемы информации?
6. Соединяем новую информацию с прошлым опытом!
6. Как научиться запоминать большой объем информации сразу?
7. Упражнение для улучшения памяти!
8. Программа для синхронизации полушарий мозга!

Запоминаем информацию зрительно!

Ученые выяснили, что несмотря на различие репрезентативной системы (как вы знаете, выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков, определить свой тип вы можете ), мозг любого человека основную информацию воспринимает зрительно.

Причем зрение очень сильно влияет на все другие органы чувств и нередко искажает принятую ими информацию.

Был проведен эксперимент…

Любителям и ценителям вина было предложено распознать, что у них в бокале. А в бокале подавали белое вино, в которое добавили красный пищевой краситель.

Ни один участник эксперимента не сказал, что вино белое, так как на цвет оно было красное!!

Как использовать это знание, чтобы запомнить большие объемы информации?

Любой текст мозг не воспринимает информацию как некий поток, а лишь как картинку. Читая слово или фразу, мы подключаем воображение, чтобы уловить смысл. Иными словами мы переводим буквенный текст в зрительный.

Но это в разы снижает скорость и качество запоминания!

А вот если мы сразу видим перед глазами картинку, то ее смысл становится понятен без «перевода» и запоминается намного лучше!

Поэтому каждую новую мысль запоминаемого текста стоит связать со зрительным изображением. Это могут быть поясняющие картинки, графики, таблицы, диаграммы и т.п.

Почему о видео стоит сказать отдельно?

Особенно хорошо зрительная информация воспринимается в движении. Статичная картинка гораздо менее эффективна, чем динамичный ролик. Поэтому если вы запоминаете новую информацию, включайте в процесс обучения тематические видео!

Подключаем слух и ощущения!

Даже если вы кинестетик или аудиал, то слух и ощущения все равно будут для вас дополнительными источниками усвоения информации. Но вот сбрасывать их со счетов явно не стоит даже ярким визуалам.

Чем больше каналов восприятия мы задействуем во время запоминания, тем лучше усваивается информация, и тем дольше она держится в нашей оперативной памяти.

Поэтому, запоминая текст, не поленитесь прочитать его вслух. Также используйте наглядные пособия, которые вы можете запомнить на ощупь.

Сон и обучение во сне!

Сам по себе сон, особенно перед экзаменом или другим важным событием, когда вам потребуется «обналичить» выученные знания, уже играет немаловажную роль. На этот предмет было протестировано несколько сотен студентов. Те студенты, которые в ночь перед экзаменом спокойно спали, показывали гораздо лучший результат, чем те, которые занимались ночной зубрежкой.

Поэтому, если вы хорошо выспитесь, то шансов вспомнить усвоенное у вас будет намного больше!

Также стоит особо отметить феномен обучения во сне.

Ученые установили, что человеческий мозг хорошо запоминает информацию в первые 60 минут после засыпания. Поэтому, запоминая информацию вслух, вы можете включить диктофон и записать ее, а потом включить воспроизведение при погружении в сон.

Как правильно запоминать большие объемы информации?

От того, как вы организуете свое обучение, также сильно зависит конечный результат.

Многие используют метод зубрежки и «чахнут» над знаниями до тех пор, пока не «выучат». Однако такой подход не является эффективным.

Гораздо легче и проще запомнить большой объем информации если:

  • делать перерывы между изучением каждого нового блока информации;
  • изучать новые блоки вперемешку;
  • составлять краткий конспект изученного;
  • повторить изученное через час, затем через 3 часа, а потом на следующий день.

Что значит изучать новые блоки вперемешку?

При изучении новой информации можно идти последовательно. Сначала выучить одно, затем второе, которое вытекает из первого, потом третье, тесно связанное со вторым. Казалось бы, такой подход должен быть правильным. Но нет.

Когда человек переключает внимание на новый аспект, не связанный с предыдущим, он воспринимает информацию гораздо лучше. Так, скажем, если вы изучаете английский язык, уделите 15 минут запоминанию новых слов, потом 5 минут отдохните и начните 15 минут слушать английскую речь, потом снова перерыв, и займитесь чтением. Опять перерыв, затем перевод текста. А через час повторите изученные слова. Результат вас удивит!

Отдельно стоит сказать пару слов о конспекте…

Не нужно записывать туда все подряд и превращать конспект в шпаргалку. Достаточно записать по одному слову каждой новой мысли, при этом слово должно отражать эту самую мысль. При таком подходе вам потребуется только взглянуть на записанное слово, чтобы вспомнить все, что с ним связано.

Соединяем новую информацию с прошлым опытом!

Это еще один немаловажный аспект! Новые знания должны занять в вашей памяти свой отдел, тогда вам будет легко «вытащить» их, когда потребуется.

Рассмотрим на примере…

У многих людей есть проблема с запоминанием новых имен или чисел. Чтобы устранить эту проблему, попробуйте при запоминании связать эту информацию с каким-то образом, который уже есть в вашей голове.

К примеру, нового сотрудника зовут Иван. Вы вспоминаете, что так звали героя русских народных сказок. Все! Это имя прочно впечатается в вашу память! Или, допустим, вам порекомендовали по какому-то вопросу связаться с Марьей Ивановной. Чтобы эту самую Марью Ивановну не забыть (ведь вы ее еще даже не видели), стоит просто припомнить, что так звали вашу первую учительницу… В общем, суть понятна.

То же и с цифрами!

Не нужно искать какую-то логику в своих рассуждениях, когда вы пытаетесь, например, запомнить пароль от новой банковской карты. Мысль может прийти такая: 18 — молодость, 70 — старость. Теперь пароль 1870 вы запомните на всю жизнь!

Вам нужно лишь подобрать свою ассоциацию!

А если, к примеру, вы изучаете какое-то новое дело или осваиваете новую способность?

Все, что вам необходимо, это проанализировать, какие аспекты и детали вам уже известны.

Допустим, вы хотите открыть бизнес по изготовлению шифера, а до этого занимались поставкой продуктов питания.

Что может быть общего?

Не так мало, как вы думаете. Для любого бизнеса потребуется составить бизнес-план, закупить необходимое оборудование, определить целевую аудиторию, продумать рекламную кампанию, решить вопрос с сотрудниками. И все это вы это уже умеете!! Вам останется только сосредоточиться на отличиях и вникнуть в процесс изготовления этого самого шифера.

Согласитесь, кажется гораздо легче, чем осваивать совершенно новый и незнакомый вид деятельности.

Как научиться запоминать большой объем информации сразу?

Помните в школе была такая форма, как пересказ? А ведь неслучайно!

Пересказывая полученную информацию кому-либо, мы тут же запоминаем ее, причем очень надолго. Поэтому, если есть «свободные уши», используйте их для пользы дела. При этом пересказывать лучше глядя в конспект, тогда даже большой объем информации уляжется в вашей памяти целиком и полностью.

Но если свободных ушей под рукой не оказалось, на помощь придет зеркало.

При этом постарайтесь объяснить все своему отражению как можно нагляднее — используя мимику и жестикуляцию.

Чем больше телесных движений вы задействуете в процессе пересказа, тем лучше усвоится информация. А в сам «час Х» (экзамен или другое подобное мероприятие), вы можете вспомнить свои гримасы и жесты, при этом сопутствующая информация, которую вы пытались объяснить своему отражению, всплывет в памяти сама собой.

Также, как говорилось выше, для наглядности в конспект стоит включать изображения.

Упражнение для улучшения памяти!

Это простое упражнение дает просто невероятный эффект!

Оно способствует расширению оперативной памяти мозга и легко позволяет запоминать большие объемы информации.

Некоторые школьники, которые раньше с трудом запоминали уроки, после регулярного выполнения этого упражнения многократно повысили свою успеваемость, стали умнее и избавились от проблем с учебой.

Взрослые уже после нескольких недель занятий отметили, что перестали забывать о важных вещах, стали легко запоминать большие объемы информации, легче переносить информационные нагрузки и стрессы!

Всего 5 минут в день помогут вам быстро запоминать большие объемы информации!

Это упражнение синхронизирует деятельность обоих полушарий мозга, что позволяет запоминать больше, быстрее и лучше!

Что нужно делать?

1. Встать так, чтобы ноги располагались на ширине плеч.

2. Правой рукой нужно взяться за мочку левого уха, а левой рукой — за мочку правого.

3. На вдохе в таком положении рук выполнить приседание.

4. На выдохе в этом же положении рук встать.

Можно сделать несколько подходов, чтобы общее время приседаний составило 5 минут, или выполнить приседания сразу. Этого времени в день будет вполне достаточно.

Также благоприятно влияет на память йога для мозга (практика ), так как обеспечивает дополнительный приток крови к мозгу.

Программа для синхронизации полушарий мозга!

Для улучшения памяти и запоминания больших объемов информации также хорошо использовать специальную аудиопрограмму, которая синхронизирует деятельность полушарий мозга и увеличивает его «пропускную» способность принимать информацию. Кроме того, программа способствует саморазвитию личности в целом. Прослушивать ее желательно ежедневно в дневные часы.

Программа для синхронизации полушарий мозга

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Репрезентативная система - понятие нейролингвистического программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира (

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик - пишите по своим конспектам и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод - карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали .

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое-то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание - заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы знания по предмету, грубо говоря - втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке - таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки - , физика - требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика - пересказывать материал кому-нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто-то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что-то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы - коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.


Viktor Kiryanov/Unsplash.com
  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером . Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

Инструкция

Выберите оптимальное время для изучения новой информации. Для большинства людей это период с восьми до десяти утра, а также с восьми до одиннадцати вечера. В зависимости от вашего режима дня, пики активности могут смещаться. Понаблюдав за собой, вы сами быстро найдете время, когда вам легче всего.

Стресс сказывается на памяти крайне негативно - так что чем радостней и спокойней ваша жизнь, тем лучше ваша память. Как же иначе объяснить тот факт, что идеально зазубренная перед экзаменом информация просто-напросто испаряется вмиг из вашей головы, стоит только грозного профессора? Старайтесь меньше и быть уверенней в себе. Если вы находитесь в постоянном напряжении, займитесь йогой, больше гуляйте или посетите психотерапевта - так как от привычки постоянного нужно избавляться как можно скорее, так как многие люди просто привыкают к нему.

Больше кушайте полезных продуктов. Для хорошей памяти красйне необходимы витамины, многие микроэлементы, омега-3 кислоты. Крайне полезны , овощи и ягоды с антиоксидантами - , клубника, брокколи и цитрусовые. Омега-3 жиры содержатся в красной рыбе, так что включите ее в привычное меню перед и на время сессии.

Сон - важнейшая составляющая хорошей памяти. Во время сна восстанавливаются поврежденные , мозг настраивается на хорошую и продуктивную работу, так что обеспечив себе здоровый и продолжительный сон, запоминать огромные объемы информации вы будете намного быстрее.

Перестаньте думать о том, какая у вас память - чаще всего это отражается на ней крайне негативно, мозг просто отказывается что-либо запоминать, так как он заранее уверен в своем "провале" и настроен на отторжение любой информации.

Источники:

  • how to improve your memory в 2018

Теорема - высказывание, требующее доказательства. В геометрии на доказательстве теорем строится решение любой задачи. Выучить основные теоремы геометрии необходимо для усвоения обязательного школьного минимума. К тому же, в ЕГЭ по математике включена масса задач по геометрии, без решения которых невозможно получить высокий балл за весь тест. Умение быстро выучить теорему - залог хорошего уровня знаний по математике.

Вам понадобится

  • Справочник по элементарной математике, учебник геометрии

Инструкция

Теоремы геометрии, как правило, состоят из трех частей. Первая часть - это самостоятельное высказывание. В нем заключается вся суть теоремы. Это какое-либо свойство геометрической фигуры или тела, или каких-либо иных значимых объектов геометрии (точек, прямых, углов). Вторая - это рисунок, объясняющий теорему и являющийся визуальным представлением информации, представленной в первой части. Третья - это само теоремы (обычно, это самая объемная часть).

Первую часть теоремы (ее условие) выучить гораздо проще, если совмещать данный процесс рисунка. Постарайтесь разобраться с каждым в условии. Совершенно очевидно - без понимания условия теоремы выучить ее невозможно, тем более, что именно условие теоремы в большинстве случаев требуется при решении геометрических задач. Полезно сделать , относящийся к условию несколько раз. Затем, проводите карандашом по той части рисунка, которая относится к условию (одновременное чтение и активный просмотр рисунка - отличный способ выучить теорему ).

Через некоторое время (порядка 20 минут) попробуйте возобновить теорему в памяти. Сделайте нужный рисунок условие. По пунктам распишите основные тезисы доказательства. Если у вас получится это проделать - вы достаточно хорошо разобрались с теоремой. В противном случае вернитесь к предыдущим пунктам.

Обратите внимание

Учить теорему "наизусть", как стихотворение не стоит. В данном случае она не сможет вам помочь при решении задач. К тому же, если вы забудете хотя бы одно слово - весь смысл теоремы может утратиться.

Полезный совет

Желательно учить теоремы геометрии по порядку, ведь зачастую доказательство одной теоремы строится на знании предыдущей.

Источники:

  • Геометрический портал

Если вы испытываете затруднения в запоминании теоремы, не расстраивайтесь. В этом нет ничего сложного. Нужно всего лишь немного усилий и терпения, и учитель останется доволен вашими знаниями.

Вам понадобится

  • Учебник или учебное пособие, в котором в подробностях рассмотрено доказательство теоремы.

Инструкция

Прочтите внимательно формулировку теоремы. Вдумайтесь в суть изложенного. Если в теореме присутствуют формулы, напишите их несколько раз. Затем найдите доказательство в учебнике либо возьмите то, которое вам дал . Внимательно изучите.

Для начала разберите доказательство. Попытайтесь найти закономерность вывода. Попробуйте в тетради поэтапно доказывать теорему , подсматривая в . Если данная выводит формулу, докажите этот вывод . Если у вас получится, то и ничего не . Просто нужно будет запомнить, что из чего выводится. В противном случае, если вы испытываете затруднения и не понимаете какой-либо вывод, попросите вам объяснить, а затем заново попробуйте доказать.

Обратите внимание на то, с помощью чего теорема доказывается: с помощью других теорем, аксиом, лемм, тождеств и т.д. Каждая теорема выводится из какой-либо другой теоремы. Чтобы доказать нужную, вам необходимо изучить предыдущий материал, после чего доказательство данной теоремы станет проще.

Иногда удобно применять доказательство от противного. Этот способ является одним из самых легких для запоминания. Для этого всего навсего нужно предположить обратное доказываемому в теореме, а затем найти противоречие.

Не заглядывая в первоисточник, докажите теорему. Затем отдохните минут и заново попробуйте доказать. Если вы не запомнили вывод формулы, снова подробно его разберите. Самое главное - это вникнуть в теорему. Если вы поймете, как она и по какому принципу доказывается, для вас не составит в последствии воспроизводить ее снова и снова.

Видео по теме

Полезный совет

Не торопитесь выучить текст доказательства, а тем более не зубрите. Вы так никогда не запомните.

Феноменальной памятью могут похвастаться далеко не все. Довольно часто попытки запомнить какой-либо материал требуют большого количества времени и в конечном итоге ни к чему не приводят. Чтобы научиться быстро запоминать информацию , необходимо понимать принципы работы человеческой памяти.

Вам понадобится

  • - бумага;
  • - ручка.

Инструкция

Запоминать какую-либо информацию лучше всего с 8:00-10:00 и с 20:00-23:00. Именно в это время кровь активнее снабжает организм, а значит, и память работает интенсивнее.

Внимательно прочтите текст, стараясь понять все, что пытался донести до вас автор. Если в какой-то момент вы потеряли нить изложения, вернитесь к тому моменту, где вам было все понятно, и прочтите вызвавшую трудности часть заново. Если это не помогло, обратитесь за помощью к другу или родственнику. Постарайтесь объяснить ему то, что вы не поняли. В процессе объяснения смутные моменты могут проясниться.

Попробуйте конспектировать информацию , если запомнить ее сразу у вас не получается. Исследователи пришли к выводу, что человек усваивает около 90% записанного материала. Лучше всего конспектировать всю информацию , выделяя главные мысли.

Не отвлекайтесь в процессе запоминания. Если вам что-то помешало, начните заново. Чтобы избежать постоянного хождения по кругу, отключите телефон и попросите вас не беспокоить. В таком случае вы потратите на изучение материала значительно меньшее количество времени.

Повторите прочитанный материал. Чтобы быть уверенным в том, что вы все запомнили, через 40 минут после прочтения постарайтесь повторить текст, не глядя в источник. Если у вас не получилось это сделать, то просмотрите его еще раз.

Видео по теме

Совет 7: Большой объем информации: как быстро выучить и усвоить

В процессе подготовки к экзаменам студентам и школьникам приходится запоминать большой объем информации . Иногда он настолько велик, что может вызвать растерянность, человек буквально не знает, «за что схватиться». Чтобы избежать хаоса в усвоении информации , нужно придерживаться нескольких правил.

Инструкция

Существует память произвольная и непроизвольная. Та информация, которая является эмоционально насыщенной и запоминается сама без усилий, усваивается при помощи непроизвольной памяти. Если что-либо приходится запоминать с помощью волевых усилий, этот процесс протекает при задействовании произвольной памяти. Особенно трудно даются те знания, которые вызывают раздражение и неприятные эмоции. Поэтому начинайте усвоение с личной мотивации. Убедите себя, что это обязательно надо запомнить.

Не пытайтесь механически зазубрить материал. Усвоится только та его часть, что вам понятна. Прочитайте и осмыслите тему. Тогда к механической составляющей памяти добавится логическая, которая усваивается надежно.

Как правило, материал излагается в определенной системе. Начинайте учить с самого начала, чтобы понять и усвоить эту систему. В случае, если вы на экзамене что-то забудете, сможете восстановить или сделать самостоятельный логический вывод.

В процессе оценки качества усвоения информации учитесь отличать запоминание от припоминания. Например, взглянули на страницу учебника, вспомнили раздел и посчитали, что знаете его. А на экзамене оказалось, что вы помните только картинку и общий вид текста.

Занимайтесь только в то время, когда ваш мозг в состоянии наибольшей активности. Для кого-то это раннее утро, другие способны к усвоению ближе к вечеру. Учтите, что с первого раза материал запоминается в очень редких случаях, его нужно повторять как минимум дважды, в идеале - перед сном и сразу после него.

По времени существования различают краткосрочную, долгосрочную и среднесрочную память. Последняя отвечает за разбивку материала по категориям и работает во время ночного сна. Поэтому уделяйте ночному отдыху необходимое для вас время. Во время подготовки к экзаменам физиологическая потребность во сне увеличивается.

Возможности человеческого мозга почти безграничны, однако редко кто может использовать их на полную. Память хранит огромные объемы информации, но в нужный момент не всегда срабатывает идеально. Поэтому люди и прибегают к некоторым приемам, которые помогают как можно быстрее и качественнее запомнить большие объемы информации.

Вам понадобится

  • Текст произведения, диктофон.

Инструкция

Как и в любом деле, в запоминании текста зависит от типа материала, который нужно запомнить. Если вы учите произведение , то это либо стихотворение, либо проза. Правда, есть еще драма, но это отдельный разговор. Конечно, для заучивания куда проще стихотворные тексты, так как в них есть и ритм. Для начала откройте стихотворение и прочитайте его несколько раз, обязательно проговаривая вслух. Так у вас будет задействовано сразу три вида памяти: во-первых, вы видите текст, во-вторых, запоминаете, как его нужно произносить, в-третьих, слышите то, что читаете. Возможно, за несколько таких прочтений часть текста уже уложится у вас в голове.

Учить начинайте по строкам. Сначала запомните первую, затем начинайте постепенно соединять со второй. Вот как это будет выглядеть на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова:Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит.Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,И звезда с звездою говорит.Сначала запомните строчку «Выхожу один я на дорогу». Для этого несколько раз проговорите ее, а затем повторите, не смотря в текст. Так же и со второй строкой. Затем соедините первую и вторую – сначала читайте их вместе, затем повторите обе, не глядя в текст. Затем соединяйте вторую с третьей. Повторите вместе вторую и третью, а затем первую, вторую и третью вместе. Так постепенно вы запомните строфу. Так же учите и остальные строфы.

Если изучение по предложенной технологии идет у вас долго и сложно, возможно, у вас хорошо развита образная память. Старайтесь связывать строки, которые учите, с теми или иными образами. Представьте себе пустынную дорогу, туман, кремнистый путь, который блестит, тихую звездную ночь. Вполне возможно, это вам поможет в запоминании.

Попробуйте переписать стихотворение несколько раз. У кого-то такая механическая память развита лучше. Кстати, если вам кажется, что вы уже выучили стихотворение, тоже напишите его, но не заглядывая в текст – проверьте себя.

Возможно, стихотворение сможет лечь на знакомую вам мелодию. Попробуйте выучить его, как песню. А можно еще записать его на диктофон и несколько раз прослушать – это поможет, если у вас лучше развита слуховая память.

Если вам нужно выучить прозаический текст, то его необходимо разделить на смысловые части. Или даже не совсем смысловые. Прочитайте текст, а в тех местах, где вам интуитивно захочется остановиться, поставьте черточки. Именно по таким кусочкам вы и будете учить.

Прозаический текст обязательно проговаривайте с интонацией. Простое зазубривание текста бывает эффективно, но не всегда. Попробуйте помогать себе жестами.

Полезный совет

Вне зависимости от того, какой текст вы учили, на следующий день еще несколько раз повторите его. Может показаться, что вы уже знаете произведение идеально, а на следующий день окажется, что половину вы забыли.

Для начала запомните несколько правил:

Чем больше отрывок изучаемого текста, тем лучше вы понимаете материал, а понимание – это основа ответа;
- лучше учить понемногу с перерывами, чем сразу все подряд;
- если предстоит выучить несколько разных по объему материалов, начинать надо с большего.

Теперь составьте схему своей работы с предметом. Если утром вы не работаете и не учитесь, то планируйте свои занятия именно на это время. Кем бы вы ни были – «жаворонком» или «совой», мозг лучше работает именно в первой половине дня, вы будете лучше запоминать на свежую голову. Наиболее благоприятное время – 7:00-12:00 и 14:00-17:00.

Начинайте с самого сложного материала, особенно, если с практикой у вас худо. Чтобы информация прочно отложилась, ее нужно повторить четыре раза. Но это должно быть не просто бездумное чтение и зубрежка. В первый раз вы просматриваете материал и выясняете его структуру, во второй – выявляете основные тезисы и связь их друг с другом, в третий – повторяете самые важные факты, а напоследок составляете план ответа. По плану вы будете ориентироваться, если что-то потребуется повторить.

Грамотно спланируйте время не только на изучение предмета, но и на отдых. Интеллектуальная работа довольно быстро приводит организм к угнетенному состоянию. Самым лучшим отдыхом считается смена вида деятельности с интеллектуального на физический труд. Через каждые 40 минут делайте перерывы, в которые желательно размяться и полностью отвлечься от материала, который изучали.

Повторяя ответы на экзаменационные вопросы, обязательно старайтесь сначала вспомнить все, что вы выучили или знали до этого, затем запишите и только потом читайте. Выделите самые трудные моменты и расскажите их своим близким. Объясняя кому-то, вы поймете и запомните материал. Когда весь массив материала будет пройден, устройте себе экзамен – выбирайте в случайном порядке вопросы и отвечайте на них.


Существует довольно простая мнемоническая система (способ запоминания), которая в этом поможет. Чтобы она начала работать, потребуются некоторые усилия с вашей стороны. Предположим, что на данном этапе вас интересует способность запоминать 20 единиц информации.

1. Создание мысленной опоры

Первым этапом будет создание мысленной опоры для дальнейшего запоминания. Для этого нужно написать последовательно цифры от 1 до 20 и оставить небольшое место для схематических рисунков рядом с ними. Одного листа бумаги для этого вполне хватит.

Теперь необходимо для каждого числа от 1 до 20 продумать, что у вас ассоциируется с ним и нарисовать рядом небольшой рисунок. Например, один у вас ассоциируется со словом Алладин - нарисуйте лампу Алладина рядом с этой цифрой. Дальше берем число два. Лично у меня оно ассоциируется с негативной отметкой в школе. И я бы нарисовал доску и указку. Таким образом нужно сделать рисунки ко всем числам от 1 до 20. Это может занять до 30 минут. И дальше эта опора будет служить вам столько, сколько понадобится.

2. Запоминание

Теперь вы можете взять 20 различных слов и очень легко связать их на уровне мысленного представления с вашей ассоциацией. Например, первое слов «дом». В нашей системе число один ассоциируется с Алладином и его лампой. Наша задача связать ассоциацию и слово, которое нужно запомнить в один образ. Чем необычнее будет связь, тем легче оно запомнится. Как можно связать лампу Алладина и дом? Может быть, вы захотели построить дом и трете волшебную лампу, чтобы реализовать это желание? Тогда ваш образ – дом, появляющийся прямо из волшебной лампы. Нарисуйте мысленно этот образ и запомните его. Поскольку он очень необычен, вы легко вспомните про дом, когда нужно будет назвать предмет под номером один. Под номером два, допустим, попалось слово "яблоко". Если ассоциация - школьная доска и указка, представьте, что на доске вместо мела лежит огрызок.

Используйте фантазию. После небольшой тренировки вы будете тратить не более нескольких секунд для создания и запоминания образа, связывающего число и слово, которое нужно запомнить.

3. Извлечение из памяти

На данном этапе вы соединили слова, которые нужно запомнить, с ассоциациями на 20 чисел в образы. Вам не нужно помнить сами слова. Если вам будут называть числа, вы сможете вспомнить свои ассоциации к ним, которые вы приготовили, создавая мысленную основу. И сразу же в вашем воображении всплывут волшебные образы, по которым вы и припомните нужные слова.

С помощью данного метода вы сможете называть все запомненные слова не только в прямом, но и в обратном порядке, а также назвать любое, выбранное наугад слово.

Видео по теме

Совет 11: Как выучить большой объем информации к экзамену

Экзаменаторы порой требуют от школьников и студентов чуть ли не прямого цитирования учебников. Запомнить большое количество информации несложно. Главное – правильно подойти к процессу «зубрежки».

Подготовка к экзамену требует не одного часа. Время наибольшей мозговой активности у всех людей разное. Кто-то лучше запоминает с утра, кто-то в интервале между 3-4 часами дня, а кому-то проще просидеть над учебниками всю ночь. Определите свои «активные» часы и приступайте к изучению тем в отведенное время.

Информация поступает в мозг через каналы восприятия, которые также у всех людей различны. По типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дискретов . Чтобы определить свой тип, попробуйте передать информацию, например, об одуванчике. Аудиалы начнут описывать цветок вслух, визуалы скорей всего его нарисуют, кинестетики расскажут о своих эмоциях в связи с цветком («Он мягкий, лепестки щекочут кожу…» и т.д.), а дискреты вспомнят о лекарственных свойствах (потому как ищут в предметах пользу и возможность применения в жизни).

Аудиалам проще воспринимать информацию на слух. Эффективным методом запоминания будет проговаривание темы. Попробуйте прочитать сухую терминологию так, словно читаете стихи: выразительно, с некоторым напевом. Можно использовать любимую песню - переложите слова под знакомый мотив и повторяйте несколько раз подряд.

Визуалам , чтобы отчетливо запомнить что-либо, требуются схемы и чертежи. Попробуйте нарисовать изучаемую тему. Эффективен метод коллажа, когда человек приклеивает фотографии/картинки на стену и рисует связи между ними.

Кинестетикам важны ощущения. Выберите для подготовки к экзамену уютное местечко, удобную одежду и т.д. Лучше, если подготовка будет проходить где-нибудь на природе, в тихом уединенном месте. Мысленно ассоциируйте важные термины с чем-нибудь приятным. Также кинестетики опираются на механические действия: для запоминания записывайте основные термины и принципы.

Дискреты – хорошие аналитики, им важна суть. Чтобы лучше запомнить большой объем информации, необходимо разложить ее на мелкие составляющие. Уберите из текста лишние слова, и все получится.

Помимо канала восприятия и временной активности нельзя списывать со счетов общее состояние организма. Не забывайте во время подготовки к экзаменам отдыхать и хорошо питаться, включите в рацион витамины (аскорбиновую кислоту с глюкозой) и грецкие орехи с фундуком.

Отработайте диалоги с экзаменатором – пусть кто-то из близких людей старшего возраста протестирует ваши ответы и, по возможности, внесет поправки.