Обучаемость как психологическая характеристика. Обучаемость, или способность к обучению Каким понятием можно охарактеризовать обучаемость

  • 20.11.2023

Процесс обучения предполагает усвоение ребенком конкретной, заданной, в зависимости от возраста, системы знаний, умений и навыков. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса, проявляющиеся в типе темперамента, степени внимания и восприятия. Именно сочетание данных характеристик личности ребенка обуславливает его успешность, определяя интегративное свойство, которое в педагогике и психологии принято называть обучаемостью.

Различное трактование понятия «обучаемость»

В целом обучаемость - это один из основных показателей готовности человека к спонтанному или целенаправленному освоению знаний, выражающийся в различной восприимчивости к овладению новой информацией в процессе образовательной деятельности.

Например, с точки зрения физиологии данное свойство неразрывно связано с динамичностью нервной системы, то есть со скоростью образования временных связей в ней (В. Д. Небылицин). Но высокая обучаемость, как правило, обусловлена не только психофизиологическими предпосылками. Она неразрывно связана с уровнем сформированности и ее продуктивностью.

Понятие «обучаемость» имеет множество трактовок, так как рассматривается специалистами в области педагогики и психологии с различных научных позиций. В частности, Б. Г. Ананьев связывает этот показатель с подготовленностью психики к стремительному развитию в педагогическом процессе. Б. В. Зейгарник считает, что обучаемость представляет собой диапазон потенциальных возможностей ребенка к освоению новых знаний в совместной работе со взрослым. И. А. Зимняя трактует это понятие, как готовность ребенка правильно получать и интерпретировать помощь педагога. Наиболее точное и полное определение данного термина дает З И. Калмыкова. Согласно ее теории, обучаемость - это совокупность интеллектуальных свойств индивида, различное сочетание которых определяет уровень продуктивности образовательной деятельности. К таким свойствам можно отнести обобщенность мыслительных процессов, осознанность, самостоятельность, гибкость и устойчивость мышления, восприимчивость к помощи.

Показатели обучаемости

Обучаемость школьников характеризуется такими общими показателями, как темп прогресса при овладении знаниями и развитии умений, отсутствие трудностей в процессе освоения (напряжение, необоснованная усталость и др.), пластичность мышления при переходе на новые способы совместной деятельности, устойчивость запоминания и понимания материала.

А. К. Маркова более точно выделяет эти показатели:

— активное поведение при ориентировании в новых условиях;

— проявление инициативы при выборе и решении дополнительных необязательных задач, стремление перейти к более сложным упражнениям;

— упорство при достижении поставленных целей и умение преодолевать возникающие препятствия и помехи;

— положительное восприятие помощи взрослого (родителя,педагога), отсутствие протеста.

Обучаемость как условие умственного развития

В основе понятия «обучаемость» лежат установленные Л. С. Выготским уровни мыслительной деятельности. Первый из них - актуальный, второй - зона ближайшего развития. Именно данный фактор определяет разницу между перечнем действий, которые ребенок может выполнять самостоятельно, и более широким диапазоном возможностей, которые на данный момент он может реализовать, воспользовавшись помощью взрослого.

Л. С. Выготский справедливо утверждал, что зона ближайшего развития непосредственно влияет на динамику умственной деятельности, в отличие от актуального уровня. протекает наиболее плодотворно и результативно, когда образовательные задачи затрагивают и развивают возможности ребенка, которые на данный момент он не может реализовать самостоятельно.

Следовательно, развитие обучаемости позволяет раскрыть латентные, потенциальные способности детей, улучшить восприимчивость к овладению новыми знаниями, что позволяет назвать ее основным, ведущим показателем умственного деятельности.

Обученность

Обучаемость - это один из важнейших диагностических показателей, определяющих успешность образовательного процесса. Ее рассматривают в основном как самостоятельную категорию. А если это необходимо, то в сравнении с обученностью. В педагогическом энциклопедическом словаре эти фундаментальные понятия трактуются следующим образом.

Обученность — это совокупность знаний, умений и навыков, отражающая ожидаемый результат образования. Основные ее критерии содержатся во ФГОС.

Отметка выражает обученность. И обучаемость служит в этом случае предпосылкой получения школьником высокой отметки. Она состоит из системы индивидуальных показателей темпов и качества усвоения знаний. Это свойство неразрывно связано с развитием таких как восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание. Также доказана взаимосвязь между уровнем обучаемости и формированием мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Диагностика обучаемости у младших школьников

Основными задачами исследования уровня обучаемости в начальных классах являются:

1. Определение сформированности основных показателей успешности образовательного процесса у школьников младшего звена.

2. Изучение индивидуальных особенностей и динамики внушаемости у детей.

3. Выявление характера взаимовлияния обучаемости и внушаемости у испытуемых.

Характеристика обучаемости математике младших школьников чаще всего осуществляется в соответствии с результатами диагностического исследования по методике, разработанной Ю. Гутке. Суть его заключается в выполнении 10 заданий, связанных с построением по определенным принципам. Педагог, проводящий исследование, с помощью карточек демонстрирует испытуемому три первые цифры. Ребенок должен продолжить этот ряд, добавив еще три цифры из шести предлагаемых, вычислив при этом принцип построения. Интерпретация результатов осуществляется с учетом характера и количества ошибок.

Выявление уровня обучаемости у школьников среднего и старшего звена

В 1997 году П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским была разработана методика диагностики обучаемости как уровня самостоятельности в образовательной деятельности.

Результат исследования определяется дозой педагогической поддержки со стороны преподавателя. Значение уровня обучаемости обратно пропорционально дозе помощи. То есть, чем больше ребенок нуждается в поддержке педагога при продвижении от актуального уровня до зоны ближайшего развития, тем ниже уровень обучаемости.

Суть методики состоит в том, что преподаватель в течение 7-12 минут (в зависимости от возраста испытуемых) излагает новый материал, пользуясь различными способами подачи информации. Это необходимо, чтобы «визуалы», «аудиалы» и «кинестетики» находились в равных стартовых условиях. Далее проводится первичное закрепление нового материала (5-7 мин.). После этого учащиеся приступают к самостоятельной работе, которая делится на 4 этапа.

  1. Письменное описание новой информации.
  2. Ответ на конкретный вопрос, касающийся содержания темы.
  3. Выполнение задания сначала по образцу, а затем в измененных условиях.
  4. Применение полученных знаний в новой ситуации, связанное с ранее изученным материалом, практической деятельностью, другими науками.

Уровни обучаемости

III уровень обучаемости - самый высокий. Его принято называть творческим, так как он предполагает наличие способности самостоятельного интегрирования новой информации в совокупность собственных знаний. Это определяет умение находить неординарные способы решения учебных задач пользуясь стандартным набором ЗУН.

II уровень - прикладной. Он характеризуется наличием у детей способности активного использования приобретенных зна-ний в знакомой типичной ситуации.

I уровень - репродуктивный. Школьник, понимает и запоминает новый материал, применяет его по алгоритму.

В том случае, если испытуемый не способен проявить даже минимальный перечень возможностей, его определяют к группе учебного риска.

Обучаемость и работоспособность

Тот факт, что в число отстающих по отметкам школьников нередко входят дети с относительно высоким уровнем обучаемости доказывает, что успеваемость зависит и от других условий, в частности работоспособности. Это свойство может в той или иной мере компенсировать низкий уровень продуктивности умственной деятельности детей. То есть при наличии высокого уровня работоспособности ребенок, характеризующийся плохой обучаемостью, вполне может добиться успехов. И наоборот. Сочетание средней обучаемости и низкой работоспособности может стать причиной плохой успеваемости ребенка.

Педагогическая характеристика этого свойства приводится в трудах Д. В. Колесова. Он рассматривал работоспособность как умение прилагать физические и психические усилия, необходимые для освоения новых способов познания и модулирования окружающей действительности. Данный показатель измеряется во времени, которое необходимо человеку для качественного выполнения той или иной учебной задачи при условии сохранения оптимального функционирования организма.

Предпосылки развития обучаемости

Развитие обучаемости обусловливается не только индивидуальными особенностями ребенка, но и взаимодеятельностью педагога и школьника. То есть динамика повышения уровня данного показателя зависит от восприятия школьником педагогического воздействия со стороны преподавателя.

Проявление обучаемости возможно только в ходе образовательного процесса. Следовательно, каждый шаг при передаче знаний должен быть направлен на достижение согласованности между различными видами педагогических воздействий, обеспечивающих расширение зоны ближайшего развития.

Программу организации образовательного процесса можно считать лучшей, когда она обеспечивает наивысшее проявление обучаемости.

Критерии развития обучаемости

Обучаемость - это эквивалентное выражение объема и темпа повышения эффективности интеллектуальных процессов под влиянием педагогического воздействия.

В качестве критериев ее развития используют ряд характеристик умственной деятельности ребенка:

1. Наличие или отсутствие потребности в подсказке.

2. Количество времени, затрачиваемого на выполнение задания по поиску принципа аналогии фигур.

3. Типы ошибок с учетом анализа источников их возникновения.

4. Число необходимых ребенку упражнений (по А. Я. Ивановой).

В основе обучаемости лежат врожденные способности индивида и его познавательная активность. Следовательно, отношение ребенка влияет на уровень этого показателя по тому или иному предмету и обусловливает его успешность в конкретных образовательных областях.

Быстрая обучаемость

Каждому человеку присуща от природы способность к усвоению знаний. Однако быстрая обучаемость может иметь место только в благоприятных педагогических условиях, обеспечивающих успешность взаимодействия обоюдонаправленной деятельности по передаче и получению новой информации. Наличие этих условий во многом определяется формой и содержанием общения учителя и ребенка, формирующим социальные отношения между ними. Проявление последних может выражаться как понимание или непонимание, симпатия или антипатия, согласие или несогласие.

При этом количественным выражением данного свойства служит отношение предельно возможных результатов к достигнутым, то есть текущим. Такая формула дает возможность предвидения и прогнозирования перспектив развития обучаемости каждого школьника в отдельности или детского коллектива в целом.

Информационные технологии как средство развития обучаемости

В современных условиях наиболее эффективным способом, повышающим обучаемость учащихся, является использование информационных технологий в образовательном процессе. Они позволяют создать различные педагогические ситуации, решение которых предполагает расширение зоны ближайшего развития, облегчая, таким образом, выполнение большого круга педагогических задач.

Применение ИКТ базируется на использовании компьютерных программ как средства моделирования разнообразных форм мышления, инициирующих как репродуктивные действия, так и умение принимать решения путем формально-логических операций. Это не только мощный катализатор процесса овладения новыми знаниями и умениями, но и инструмент развития умственных способностей в условиях современной информационной среды. Но важно понимать, что компьютер лишь тогда выступает эффективным средством развития обучаемости, когда его использование сопровождается обдумыванием.

Как развивать обучаемость

Особую роль в повышении уровня обучаемости играют процессы формирования в рамках определенных, сенситивных этапов развития, метакогнитивных навыков. К ним следует относить управление умственной деятельностью (планирование и самоконтроль), речь, способность к пониманию и применению разных знаковых систем. Таким образом, высокая обучаемость школьников может быть достигнута при такой организации образовательного процесса, когда взаимодеятельность ребенка и преподавателя будет направлена на поддержание постоянной активности познавательных процессов.

Человек, находясь в определенном возрастном периоде развития, является субъектом образовательной деятель-ности на каждой из ступеней педагогического процесса, что обусловливает специфику учебной мотивации, системы взаимоотношений и взаимодеятельности. Именно эти особенности и определяют аспекты развития обучаемости каждого индивида.

Обучаемость - Совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности – при наличии и относительном равенстве других исходных условий, таких как исходный минимум знаний, положительное отношения к учению и т. д.

К числу интеллектуальных свойств, составляющих обучаемость, относится:

– обобщенность мыслительной деятельности (ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале);

– осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

– гибкость мыслительной деятельности;

– устойчивость мыслительной деятельности;

– самостоятельность мышления,

– восприимчивость к помощи.

Разные обучающиеся могут иметь разные индивидуальные различия в обучаемости. Этот "индивидуальный стиль" обучаемости зависит от характера сочетания перечисленных выше свойств. Сама по себе обучаемость рассматривается скорее как количественный показатель, данный же характер сочетания свойств является качественным показателем обучаемости. Уровень развития перечисленных интеллектуальных свойств есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний. Он обозначается как "экономичность мышления" и является количественным показателем обучаемости.

В целом обучаемость это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Обучаемость по своему содержанию является более узким понятием, чем способность, определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности. Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием (коэффициентом интеллекта). Однако нельзя эти понятия отождествлять. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью. Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода. В некоторых случаях обучаемость даже падает с возрастом (что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой).

Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов – степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности. Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

По данным исследований выявлено, что быстро обучаемые люди (особенно изучающие иностранные языки) имеют больше белого вещества и менее симметричные мозги. Быстрая обучаемость зависит от того, как мы используем наш мозг. Иногда то, что кажется столь изощренным и сложным, нуждается в самом простом решении. По признакам ниже, вы можете узнать, если у вас способность к быстрому обучению.

1. Вы не боитесь сказать «я не знаю»

Быстро обучаемые люди признают, что они знают далеко не всё. Они держат свои умы открытыми и всегда готовы задавать вопросы и получать ответы для того, чтобы знать больше. В то время, как некоторые боятся показать своё невежество перед подчинёнными, быстро обучаемые люди не колеблются и признают своё незнание.

2. Вы используете принцип Парето

Высокая степень обучаемости неразрывно связана с этим принципом. Согласно Вильфредо Парето вы получаете 80% результатов от 20% приложенных вами усилий. Быстро обучаемые люди используют этот принцип, сосредоточив внимание на основных и наиболее используемых элементах в сложных задачах. Они не гонятся за всем сразу, а концентрируют свои основные силы, в первую очередь, на самом необходимом.

3. Вы можете представить визуальное решение

Способные люди подходят к с разных сторон. Они используют для этого все свои органы чувств. Они визуализируют, вооружившись ментальной энергией, управляя множеством решений и обучаются.

4. Вы упрощаете

Быстро обучаемые люди знают, что сложным проблемам не нужен сложный подход. Многие великие умы от Томаса Эдисона до Генри Форда и Стива Джобса искали пути решения проблем с помощью простых решений. Они упрощают и фокусируются на своих целях, чтобы найти самый легкий и простой выход из сложившейся трудной ситуации.

5. Вы действуете

После обдумывания и нахождения решения, вы сразу должны принимать меры по исполнению. Когда вы изучаете новый язык, вы не можете добиться значительного прогресса, если вы не разговариваете на этом языке, независимо от того, правильно ли вы говорите или нет. Быстро обучаемые люди и принимают решительные меры.

6. Вы избирательны

Вы не просто следуете всем возможным объяснениям или решениям проблемы. Более того, вы стараетесь отдать предпочтение тем, которые достойны вашего внимания и оценки. Через них вы находите наиболее перспективные решения.

7. Вы используете закон Паркинсона

Тим Феррис, Автор «4-часовой рабочей недели» указывает на то, что значительных результатов можно добиться, совмещая применение закона Паркинсона и принципа Парето для эффективного решения и быстрой обучаемости. В то время как принцип Парето означает рационализацию использования времени, закон Паркинсона означает ограничивание времени обучения, для выявления только самых важных аспектов. Быстро обучающиеся люди выделяют время только на понимание самых важных частей изучаемой темы и не тратят время на менее важные детали.

8. Вы знаете когда остановиться

Способные люди знают меру и не переходят черту. Если что-то идёт не по установленному плану, они отступают. Они понимают закон убывающей доходности и концентрируются только на вещах, которые обеспечивают доходность их инвестиций.

9. Вы умеете прогнозировать будущее

Быстро обучаемые люди не используют старое и неактуальное; скорее они должны уметь приспосабливаться и предвидеть будущие тенденции и ситуации. Вы умеете сосредоточиться на будущем и думаете как можно применить впоследствии изучаемые вами темы.

10. Вы понимаете, что на многие вопросы нет ответов

Благодаря вашей избирательности, вы чувствуете неправильные вопросы или темы. Вы уже знаете, что когда вопрос запутан и тянет за собой большое количество других вопросов, вероятно, для него не существует решения.

11. Вы можете объяснить это ребенку

После полного погружения в тему, вы можете легко объяснить ваши соображения и мнение по данному вопросу даже ребенку.

12. Вы позитивны

Люди, с высокой степенью обучаемости, не проявляют негативного отношения к важному для них предмету изучения. Они , даже когда сталкиваются с неудачами и проблемами.

13. Вы прислушиваетесь к мнению экспертов

Вы знаете, что есть люди, которые лучше вас разбираются в теме. Никто не может достичь большого познания без посвящения себя обучению под чутким руководством мастера!

В психологии рассматриваются разные виды обучаемости.

Обычно различаются: а) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;

б) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая специальной одаренности индивида.

  • В основе обучаемости лежат:
    • уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
    • уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной;
    • развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

Обучаемость - это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость , воспитуемость - имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения . "Учесть динамику воспитуемости личности - значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания".

Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений.

Обучаемость - это "система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности - при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии". Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости.

  • О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости:
    • быстрота формирования новых понятий, обобщений;
    • гибкость мыслительных операций;
    • способность решать задачи разными способами;
    • память на общие понятия;
    • обобщенные знания;
    • интеллектуальная активность и др.

В целом, признаками обучаемости считаются:

    • активность ориентировки в новых условиях;
    • перенос известных способов решения задач в новые условия;
    • быстрота образования новых понятий и способов деятельности;
    • темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость;
    • и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (см. рис. 15).

Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития.

Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР ), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными "пластами" УАР, по А.К. Марковой, являются обученность , воспитанность , развитость, а ЗБР - обучаемость , развиваемость и воспитуемость.

В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.

Резюме

  • Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии
    • В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).
  • К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие - тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).
    • Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.
    • Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).
  • Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
    • Основными "пластами" уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
    • Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
    • Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

Словарь терминов

  1. Воспитанность
  2. Воспитуемость
  3. Задатки
  4. Зона ближайшего развития (ЗБР)
  5. Интеллект
  6. Мышление
  7. Научение
  8. Обучаемость
  9. Обучение
  10. Обученность
  11. Память
  12. Развиваемость
  13. Развитие
  14. Развитость
  15. Созревание
  16. Способности
  17. Становление
  18. Уровень актуального развития (УАР)
  19. Психическое развитие
  20. Развивающее обучение
  21. Учение
  22. Формирование

Вопросы для самопроверки

  1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?
  2. С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?
  3. Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
  4. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.
  5. Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?
  6. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?
  7. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.
  8. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?
  9. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?
  10. Что такое зона ближайшего развития?
  11. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?
  12. Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося.
  13. Что понимается под обученностью?
  14. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).
  15. Чем отличается воспитанность от воспитуемости?
  16. Что понимается под обучаемостью?
  17. Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.
  18. Чем отличается общая обучаемость от специальной?
  19. Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?

Список литературы

Вы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное - вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции.


Надо сказать, что рекрутеров, которых не раздражает ничего, все же немного больше тех, кто нашел, что вставить в наш список стоп-слов: 41 и 35% соответственно. Еще 18% эйчаров раздражают не конкретные фразы, а ошибки и неправильное оформление резюме, а 6% затруднились ответить.

Итак, в первую очередь стоит поискать в резюме слова «коммуникабельный/ая» и «стрессоустойчивый/ая» и удалить их: 14 и 13% эйчаров, у которых есть претензии к лексике резюме, называют эти слова бессмысленными и заезженными, утверждая, что и сами кандидаты часто не понимают их значения: «Зачастую кандидаты даже не могут ответить, что такое коммуникабельность, или не соответствуют данному качеству»; «Про стрессоустойчивость пишут все кому не лень».

«Не звонить, не беспокоить, не предлагать...» - эти слова на 3 месте нашего антирейтинга (9%). Чем они опасны? Соискатель, казалось бы, всего лишь пытается оградить себя от неинтересных предложений (например, от кадровых агентств или предложений с маленькими зарплатами) или неудобных способов взаимодействия (отказываясь, например, общаться по телефону и соглашаясь только на переписку по электронной почте), а рекрутеры видят в этом сомнение в их квалификации и отсутствие доверия к их профессиональному опыту.

На четвертом месте - легкая обучаемость: к такой формулировке есть претензии у 7% кадровиков. «Особенно фраза про легкую обучаемость вызывает вопросы в резюме специалистов с весьма продолжительным опытом работы», - поясняли эйчары.

«Хочу/люблю/имею…» - будьте аккуратны с этими глаголами. «Люблю людей в большинстве их проявлений, но котиков все-таки немного больше», «Имею личный автомобиль и двоих детей»; «Хочу работать» - эти фразы безобидны только на первый взгляд, рекрутеры (5%) видят в них избыточную информацию или неудачный способ выделиться из общей массы.

Фраза «я самый лучший/умею все/все могу» на шестом месте с 4% голосов эйчаров. Нет ничего лучше кандидата, который многое может и умеет, но на этапе трудоустройства нужна конкретика: что именно может соискатель? что умеет? А вывод об уникальности и высоком качестве кандидата профессиональный менеджер по персоналу хочет сделать сам.

«Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег» - эти и подобные им фразы рекрутеры (3%) советуют заменить на конкретную цифру в специальном поле резюме, которое называется «Зарплатные ожидания».

«Презентабельная внешность», «Владение офисной оргтехникой» и «Ответственность» набрали по 2% голосов рекрутеров. Ссылаться на неземную красоту имеет смысл только претендуя на вакансии в шоу-бизнесе, а уметь пользоваться степлером и принтером и не быть разгильдяем (то есть быть ответственным) - само собой подразумевающиеся вещи.

Среди других претензий рекрутеров (47%) были претензии вот к таким, например, фразам: «Звонки мертвым клиентам»; «Иждивенцы: сын/сын и дочь»; «Могу продать песок в пустыне»; «Могу копать, могу не копать, могу сделать так, чтобы копали другие»; «Сидела в офисе»; «Свободное владение русским языком», «Доброго времени суток». Вычеркните их из вашего резюме, если ваша цель - быстро найти хорошую работу.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 97
Время проведения: 8 мая – 11 июня 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 500 респондентов

Вопрос:
«Существует какое-то слово/словосочетание, встречающееся в резюме соискателей, которое вызывает у вас негативные эмоции или раздражает? Если да, то напишите, пожалуйста, что это за слово» (открытый опрос)

*Топ-10 слов, которые раздражают в резюме:

Ответы респондентов
1 Коммуникабельность 14%
2 Стрессоустойчивость 13%
3 Не звонить (предложения работы отправляйте по электронной почте)/не предлагать/не беспокоить…. 9%
4 Легкая обучаемость 7%
5 Хочу/люблю/имею… 5%
6 Я самый лучший/умею все/все могу 4%
7 Зарплата не менее/большая зарплата/большой оклад/много денег 3%
8 Приятная/привлекательная/презентабельная внешность 2%
9 Владение офисной оргтехникой 2%
10 Ответственность 2%
Другое 47%

**Что раздражает в резюме:

Код для вставки в блог

10 слов, которые надо вычеркнуть из резюме

Вы коммуникабельны, стрессоустойчивы и легкообучаемы? Забудьте об этом! А главное - вычеркните из своего резюме, потому что именно эти слова уже ничего не значат для рекрутеров и раздражают их. Superjob спросил у 500 HR-менеджеров, какие слова в резюме соискателей вызывают у них негативные эмоции. Подробнее...