Какая будет пенсия если человек никогда официально не работал (3 фото). Какая будет пенсия, если человек никогда официально не работал? Как начисляется пенсия неработающим гражданам

  • 21.12.2023

В пенсионное законодательство практически каждый год вносят изменения. Для предупреждения наступления кризиса пенсионных пособий государство регулярно проводит реформы и реализует новые программы. Поэтому многие граждане не совсем точно представляют перспективы, которые ждут их в будущем.

Пенсионеры - это люди, которые каждый месяц получают денежные средства при достижении ими пенсионного возраста, приобретения инвалидности или по иным причинам.

Вопрос размера пенсии особенно волнует людей, которые не имеют трудового стажа и никогда не были устроены официально. Но государство предусматривает выплаты и для этой категории граждан.

Выйдя на пенсию, люди могут получать одно из пособий:

  1. Страховое/
  2. Социальное.

Первый вид положен мужчинам после 60-ти лет, а женщинам - после 55-ти. Его размер зависит от трудового стажа и набранных пенсионных баллов. То есть чем больше отчислений делает работодатель, тем выше будущая пенсия.

Такое пособие начисляют людям, которые:

  1. Обладают трудовым стажем не меньше 9-ти лет - то есть работодатель делал отчисления в ПФР на протяжении этого времени.
  2. Набрали не менее 13,8 пенсионных баллов.

Эти требования направлены на борьбу с зарплатами «в конверте».

Социальные выплаты положены людям, которые не набрали требуемого стажа в силу каких-либо причин и не имеют права на страховую пенсию. Их могут получать:

  1. Нетрудоспособные категории населения, но этот факт должен быть документально зафиксирован.
  2. Граждане, которые не имеют установленного стажа для получения страховых выплат.
  3. Инвалиды.

Существует отличие и в возрасте - мужчины получают социальную пенсию с 65-ти лет, а женщины - с 60-ти. Индексация этих выплат проводится каждый год.

В страховой стаж включают не только непосредственное время труда, но и иные определенные периоды:

  1. Пребывание в отпуске по уходу за ребенком.
  2. Получение пособия по безработице.
  3. Проведение времени по месту дислокации вместе с супругом, который является военнослужащим.
  4. Период нахождения под стражей, если заключение было необоснованным и этому есть доказательства.
  5. Время ухода за близкими людьми, которые являются нетрудоспособными.

Для подтверждения каждого из этих событий необходимы документальные доказательства. Такое смягчение нужно, чтобы люди не пренебрегали более важными вещами ради большой пенсии. Например, некоторые женщины не беременеют, чтобы не потерять стаж.

Пенсия работающим пенсионерам

Некоторые люди по достижении пенсионного возраста продолжают работать. У такого подхода есть преимущества и недостатки:

  1. В этот период продолжает расти страховой стаж, если работодатель регулярно зачисляет страховые взносы. В результате увеличивается и размер пенсии.
  2. С 2016 года остановлена индексация пенсионного пособия, пока гражданин продолжает трудовую деятельность. Но через месяц после увольнения размер выплат будет пересмотрен, учитывая произошедшие индексации.

Поэтому многих работающих пенсионеров волнует проблема возврата индексации. В народе ходил слух, что она будет восстановлена в 2018 году. Но эта информация не подтвердилась.

Государство полагает, что данная категория граждан находится в более устойчивом финансовом положении, и не нуждается в прибавках. Истинная причина - экономия бюджетных средств. Аналитики полагают, что индексацию могут вернуть не ранее 2020 года. Речь о полной отмене пособий трудящимся пенсионерам не идет. Они по-прежнему могут рассчитывать на государственную поддержку. В 2018 году размер выплат этой категории граждан был повышен приблизительно на 245 рублей.

Гражданам, которые достигли пенсионного возраста, но продолжающим работать, индексация положена строго после увольнения. Ранее пересчитанные выплаты получали только спустя 3 месяца с этой даты, теперь ждать начислений нужно только 1 месяц. Но гражданин сможет их получить по-прежнему через 3.

К примеру, Андрей Николаевич решил уволиться, поэтому в июне 2018 года направил работодателю соответствующее заявление. В этом же месяце его рассчитали, а в июле с его бывшей работы направят отчет о существующих работниках в ПФР. Из-за того, что Андрей Николаевич в июне еще продолжал трудиться (даже пару дней), то в этом отчете он будет еще фигурировать как работник.

В августе будет направлен еще один отчет в ПФР, в котором Андрея Николаевича уже не будет. Тогда ПФР приступит к пересчету пенсии. Поэтому только в сентябре пенсионер начнет получать выплаты с учетом прошедших индексаций.

Таким образом, гражданину не нужно переживать о перерасчете размера пенсионных платежей. Из-за того, что новые данные приходят в ПФР с некоторым опозданием, то величина выплат увеличивается не сразу.

Будет ли пенсия неработающим

Чтобы понять, будет ли начисляться пенсия гражданам без трудового опыта, следует подробнее раскрыть это понятие:

  1. Человек никогда не был трудоустроен - в некоторых случаях таким людям положены выплаты в не меньшем размере, чем трудящимся гражданам.
  2. Гражданин не был официально оформлен - это значит, что с его заработной платы не производились отчисления в ПФР или НПФ. Он имеет такие же права на выплаты, как и человек, который никогда не работал.
  3. Гражданину не хватает балла и стажа для начисления пенсии - в такой ситуации действует аналогичный принцип назначения выплат. Такие люди равны по своему статусу тем, кто никогда не трудился официально.
  4. Человек был индивидуальным предпринимателем (ИП) - в этом случае ИП регулярно отчисляют взносы в ПФР. Если он осуществлял деятельность продолжительное время, которого достаточно для начисления выплат, то и пенсию будет получать наравне с работающими гражданами.
  5. Гражданин получал прибыль, но не отчислял средства в ПФР - речь может идти о получении дивидендов, торговле ценными бумагами и т.д. Такой человек относится к первой категории.

Не зависимо от ситуации граждане имеют право на начисление выплат от государства. Однако их назначение отличается особенными условиями и зависит от конкретной ситуации.

Необходимо знать, что пенсия неработающим пенсионерам включает в себя 2 составляющие:

  1. Закрепленные выплаты - это зафиксированная государством сумма определенного размера, которая подтверждается законом, подписанным президентом РФ.
  2. Страховая часть - это дополнительная пенсия, которую рассчитывают персонально для каждого гражданина.

Для получения социальной пенсии необходимо соответствовать таким условиям, как:

  1. Быть гражданином РФ или постоянно жить в России в течение последний 15-ти лет.
  2. Достигнуть установленного законом возраста. Если гражданин живет в суровых условия, к примеру, на Крайнем Севере, то этот показатель сокращают на 5 лет.

Оформлением социальной пенсии занимается ПФР. В отделение по месту регистрации следует обращаться по достижении пенсионного возраста. Заявление можно направить несколькими путями:

  1. Путем личного обращения в ПФР или МФЦ.
  2. Через официальный портал ПФР.
  3. Через сайт Госуслуги.
  4. Отправить бумаги по почте.

При этом следует предоставить документы, которые доказывают существование какого-либо стажа. К примеру, если у женщины есть дети, необходимо взять с собой свидетельства о рождении. Тогда ей начислят дополнительные баллы за каждого малыша. С их помощью можно оформить доплату.

Кроме этого, необходимо взять с собой следующий пакет документов:

  • паспорт или иная справка, являющаяся удостоверением личности
  • документы, доказывающие наличие гражданства РФ
  • СНИЛС

Если человек жил на Крайнем Севере, то следует предоставить документ, доказывающий этот факт. Тогда выплаты можно будет получить раньше.

Заявление обязаны рассмотреть в течение 10-ти дней. Если потребуются еще какие-либо бумаги, то пенсионеру предоставляется 90 дней, чтобы донести их.

Пенсия неработающим пенсионерам

Обыкновенную трудовую пенсию по старости назначают граждан по достижении определенного возраста:

  • 60 лет - для мужского населения
  • 55 лет - для женского

На такие выплаты могут рассчитывать люди, которые накопили достаточное количество баллов и пенсионного стажа. Однако при несоблюдении этих условий пенсия положена на 5 лет позднее. Она получила специальное название - «социальная пенсия по старости». Ее могут получать абсолютно все люди, не зависимо от каких-либо условий - баллов или трудового стажа. Но есть и обратная сторона. Если гражданин совсем немного не доработал до требуемого порога для начисления обычной пенсии, то он уже ничего не сможет изменить.

Размер обыкновенной и социальной пенсии по старости довольно сильно разнится. Ее рассчитывают индивидуально для каждого человека в зависимости от конкретных условий.

Всем людям, величина пенсии которых меньше регионального прожиточного минимума для пенсионеров (ПМП), в 2018 году будут выплачиваться компенсации до уровня ПМП. Конкретный размер выплаты зависит от того, в каком субъекте РФ проживает гражданин.

Индексация пенсий неработающим

Государство ежегодно увеличивает размер пенсии. В декабре 2017 года было сообщено о том, что будет проведено индексирование выплат, которые начисляют неработающим гражданам.

Индексация - это увеличение доходов населения в соответствии с ростом цен и текущим уровнем инфляции. Это значит, что при стабильной экономической ситуации в стране величина индексации будет минимальной. К примеру, в 2014 году наблюдалось резкое увеличение цен на различные категории товаров. В СМИ активно обсуждалась тема кризиса, и поднимался вопрос увеличения прожиточного минимума. В итоге индексация составила более 11%, что значительно увеличило размер пенсионных выплат.

Основная цель данной процедуры - улучшение качества жизни людей. Не следует путать это понятие с пересчетом. Последний термин касается только работающих пенсионеров, а индексация затрагивает тех, кто не устроен официально.

Если перекрыть рост инфляции таким способом не получается, то государство в праве принять иные меры, направленные на улучшение финансового положения пенсионеров. Для примера можно рассмотреть ситуацию, которая сложилась в 2017 году. Тогда произошло уменьшение цены на нефть, из-за чего снизились доходы госбюджета. Чтобы выйти из положения, был принят законопроект, который обязал ПФ начислить неработающим гражданам единовременную выплату 5.000 руб. В результате рост цен был немного сглажен.

Если гражданин не прекратил трудовую деятельность после выхода на пенсию, то индексация зависит от перечислений его работодателя. В случае увольнения все проводимые перерасчеты подлежат учету, и через 3 месяца величина пенсии увеличивается на соответствующий коэффициент. Такие изменения происходят автоматически, и человеку не нужно писать для этого никаких заявлений.

Правительство придерживается следующего мнения - трудящимся пенсионерам не нужна индексация страховой части, поскольку в накопительной наблюдается недостаток бюджета. Вместо накоплений НПФ, которые были заморожены, обсуждается возможность принятия системы ИПК (индивидуального пенсионного капитала). Это решение поможет разгрузить бюджет и увеличить размер пенсионных выплат всем людям.

Если обратиться к действующим нормативно-правовым актам, то станет видно, что индексированию подлежат все страховые пенсии. Вместе с ними растет величина пенсионного коэффициента.

На сколько повысят пенсию неработающим

В 2018 году размер пенсионных выплат вырос только у нетрудящихся граждан. Тот факт, что пособия для трудящегося населения не увеличат, уже было известно ранее.

Установленная страховая пенсия была повышена в 1,037 раз и составляет 4982,9 руб. Стоимость коэффициента также увеличили на этот же показатель. В настоящее время она равна 81,49 руб. Индексация составила 3,7%, что превышает показатель инфляции - 2,6%.

В результате в 2018 году выплаты выросли даже больше, чем ожидалось, и изменения провели раньше установленного срока.

Обычно индексация происходит следующим образом:

  1. В январе выходит статистика по обесцениванию рубля за прошедший год.
  2. В следующем месяце пенсионные выплаты увеличивают на этот показатель.

Однако в этом году государство обнаружило достаточно резервов для повышения пенсии на 3,7%. Изначально было понятно, что инфляция будет меньше этого показателя, поэтому индексацию провели уже в январе. По данным, предоставленным ПФР, средний размер пособия по старости в РФ теперь составляет 14.151 руб.

В интернете активно распространяли слухи, что после увеличения МРОТ в мае 2018 года будет увеличен и размер пенсии. Однако это всего лишь ошибочное мнение. Между этими показателями нет никакой взаимосвязи, поскольку МРОТ предназначен для трудоспособных граждан, и не касается пенсионеров.

Доплаты к пенсии неработающим

Дополнительные выплаты к пенсии не начисляются автоматически. Человек должен сам позаботиться о собственном материальном благополучии. Категории людей, которые могут рассчитывать на подобные выплаты, должны обратиться в ПФР или МФЦ с соответствующим набором документов. Компетентные органы рассмотрят заявление и примут решение - удовлетворить требования гражданина или отказать.

В соответствии с действующими законами дополнительные выплаты положены:

  1. Пенсионеры, доход которых меньше установленного в регионе ПМП.
  2. Люди, которые работали на опасных или вредных производствах.
  3. Граждане РФ, которые обладают особыми заслугами перед государством и обществом.
  4. Пожилые люди, на содержании которых находятся иждивенцы.

Доплаты к пенсии могут получать только неработающие пенсионеры. Трудящимся гражданам они не положены. При этом не важно, какую зарплату они получают. Для начисления этого вида помощи человек должен проживать на территории РФ. Для нерезидентов данные пособия не предусмотрены.

Дополнительные выплаты могут иметь различную форму:

  1. Денежная доплата к пенсии.
  2. Предоставление бесплатных услуг.
  3. Субсидии или адресная матпомощь.
  4. Разовая помощь близким родственникам на похороны.

Доплаты могут начислять как из федерального, так и из местного бюджета.

Прекращение пенсионных выплат предусмотрено в случае смерти получателя, потери им права на данное пособие, отказ человека от пенсии и по иным предусмотренным законом причинам.


Социальная пенсия и пенсия безработным гражданам , уволенным с работы в связи с сокращением штата, имеют между собой нечто общее – данным категориям граждан назначается в ином порядке, чем всем остальным. Необходимо знать, в чем особенности назначения пенсий в двух данных случаях – особенно актуальны эти знания в свете того, что Постановление Минтруда №48 от 14.06.2001, которое регулировало некоторые вопросы назначения пенсий уволенным гражданам, на данный момент времени отменено. Таким образом, говоря о социальной пенсии и пенсии безработным, мы будем опираться на следующие законодательные акты, регулирующих на сегодняшний день отношения в данной сфере: , Закон РФ №1031-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» и

Социальная пенсия: понятие и условия назначения

Трудовую пенсию назначают гражданам, имеющим определенный . Но как быть тем, кто не имеет трудового стажа? Среди таких граждан очень много женщин, всю свою жизнь занимавшихся ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, но не трудившихся в какой-либо сфере, связанной с профессиональной деятельностью. В соответствии , право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В том же случае, если у граждан нет трудового стажа, то есть они никогда не работали, они имеют право на получение социальной пенсии . Однако, это право возникает у них позднее, чем право на получение трудовой пенсии работавшим лицам. В соответствии , право на социальную пенсию по старости возникает по достижении возраста 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

Итак, если с назначением пенсий не работавшей категории граждан все более-менее понятно, то достаточно много вопросов возникает относительно тех людей, которые имеют значительный , но в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, были уволены. При этом, эти люди еще не достигли пенсионного возраста и стоят на учете в центре занятости. Какими правами в сфере назначениями им пенсий они обладают?

Назначение пенсии безработным гражданам

В соответствии с Законом «О занятости населения в РФ» , пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании . Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Граждане, не достигшие возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющие страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, уволенные со своего места работы в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, так же имеют право на получение пособия по безработице . При этом, данной категории граждан, при наличии у них необходимого стажа на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Таким образом, получается, что в отличие от общей продолжительности выплат пособий по безработице, срок выплат пособий данной категории граждан увеличен: он не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

Так, в соответствии со ст.32 Закона «О занятости населения в РФ» , если указанную выше категорию населения невозможно трудоустроить силами органов занятости населения, данные органы вправе предложить гражданам альтернативный вариант выплат. Такой выплатой является особая пенсия для безработных . Назначается она исключительно на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости. Назначение такой пенсии возможно при соблюдении определенных условий:

Согласия лица, которому такая пенсия будет назначена

Если такая пенсия назначается в срок, не ранее чем за два года до наступления соответствующего пенсионного возраста (60 лет мужчинам и 55 лет женщинам).

Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным (с ограничением в применении отдельных пунктов ст.14 данного закона). Хотелось бы заметить, что к данной пенсии для безработных, может быть установлена пенсия за выслугу лет.

После того, как только гражданин, из указанной выше категории лиц, достигнет пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин) дающего право на получение трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель такой особой пенсии, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости.

Какая будет пенсия - если нет трудового стажа, этот вопрос волнует многих. При отсутствии стажа не положена страховая (зависящая от стажа) пенсия. Но есть возможность получать социальную пенсию, подчиняющуюся особому закону РФ. Рассмотрим порядок его применения в нашей статье.

Право на пенсию по старости без стажа

Большинство населения РФ трудится, работает в той или иной форме. Если человек в состоянии подтвердить стаж работы (не менее 9 лет для получения пенсии в 2018 году, 10 лет в 2019 году и т. д. до величины минимального стажа не менее 15 лет) и факт уплаты с доходов в этот период взносов в ПФР, он может претендовать на выплату страховой пенсии по старости.

Подробнее о страховых взносах в ПФР, читайте в статьях:

  • «Страховые взносы по ГПД в 2018-2019 годах» ;
  • "Материальная помощь и страховые взносы в 2018-2019 годах" ;
  • «Каковы страховые взносы на ОПС?» .

Условия ее назначения содержатся в ст. 8 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Причем в стаж работы, необходимый для такой пенсии, могут включаться и некоторые нестраховые (нетрудовые) периоды, если они были в промежутках между периодами труда (ст. 12 закона № 400-ФЗ).

Ряд периодов может быть учтен с увеличенной продолжительностью (пп. 6 и 7 ст. 13 закона № 400-ФЗ), а при необходимости стаж, заработанный до вступления в силу закона № 400-ФЗ, допускается учитывать по правилам, действовавшим во время соответствующего работе периода (п. 58 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Получение страховой пенсии по ряду параметров существенно выгоднее, чем социальной. Так что, прежде чем начинать заниматься оформлением социальной пенсии, рекомендуется оценить все свои шансы и, может быть, предпринять шаги, результатом которых станет выплата все-таки страховой пенсии.

Вопрос о социальной пенсии по старости становится актуальным для нетрудоспособных лиц, у которых либо отсутствует необходимый страховой стаж, либо его недостаточно для установления страховой пенсии.

Поскольку действующее законодательство РФ не предполагает оставление таких лиц без средств к существованию, они вправе претендовать на получение социальной пенсии, условия применения которой содержатся в законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

На нашем форуме можно узнать еще много полезного и интересного. Например, можно уточнить, в стаж для расчета пенсии включается период обучения от предприятия или нет?

Разница между страховой и социальной пенсиями

Разница между результатами начисления страховой (с учетом стажа) и социальной пенсии (без страхового стажа) весьма существенна:

  • Страховая пенсия позволяет раньше, по сравнению с социальной, выйти на пенсию по старости. Если же у человека есть право на досрочный выход на страховую пенсию, этот разрыв в возрасте увеличивается еще больше.
  • Величина страховой пенсии существенно выше. Так, по данным Пенсионного фонда, в 2018 году средний размер страховой пенсии по старости составляет 14 151 руб., а средняя величина социальной пенсии — только 9 062 руб.
  • Страховая пенсия пенсионера, продолжающего работать, ежегодно пересчитывается с учетом увеличения его стажа и суммы дополнительно уплаченных им взносов, что дает ощутимую прибавку к ней. Величина социальной пенсии, зависящей от других параметров, несмотря на обязательность ее ежегодной индексации, растет значительно медленнее.
  • Обе пенсии назначаются без ограничения срока, в течение которого они будут начисляться, но выплаты социальной пенсии в ряде случаев могут быть прекращены на время или навсегда.

Об особенностях индексации пенсий читайте в статье «Индексация пенсий работающим пенсионерам после увольнения» .

Условия для назначения социальной пенсии

Социальная пенсия представляет собой один из видов пенсий, выплата которых обеспечивается государством (п. 1 ст. 5 закона № 166-ФЗ). Так же как страховая, она выплачивается по случаю:

  • старости;
  • инвалидности;
  • потери кормильца.

Установление социальной пенсии возможно только для нетрудоспособных лиц (п. 6 ст. 5 закона № 166-ФЗ) и только для граждан РФ (п. 1 ст. 11 закона № 166-ФЗ).

Из перечисленных видов социальной пенсии со стажем работы (точнее, его отсутствием на момент достижения возраста, определяемого как пенсионный) связана только пенсия по старости (п. 4 ст. 11 закона № 166-ФЗ). Лица, которым она назначается, делятся на 2 группы:

  • граждане РФ, а также постоянно (не менее 15 лет) живущие на ее территории иностранцы и лица, не имеющие гражданства, которые достигли возраста, дающего право на пенсию ;
  • представители малочисленных народов Севера, постоянно (в т. ч. на день установления пенсии) живущие в районах исторического существования этих народов, возраст которых достиг 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Таким образом, условиями для установления социальной пенсии по старости являются:

  • достижение возраста, с которого гражданин законодательно признается нетрудоспособным;
  • наличие гражданства РФ или постоянное длительное проживание на ее территории;
  • выбор гражданином именно этого вида пенсии из нескольких, если у него есть на них одновременное право.

Одновременное получение социальной пенсии по старости возможно вместе с пенсией по потере кормильца, также обеспеченной государством, но не являющейся социальной:

  • для родителей и жен (не заключивших новый брак) военнослужащих, погибших в результате военных действий во время службы (подп. 3-4 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ);
  • членов семей граждан, пострадавших при аварии на ЧАЭС или принявших участие в ликвидации ее последствий (подп. 5 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ);
  • членов семей умерших космонавтов (подп. 7 п. 3 ст. 3 закона № 166-ФЗ).

Социальная пенсия по старости должна быть назначена с 1-го числа месяца обращения за ней, а если право на нее возникает у лиц, получавших до наступления возраста нетрудоспособности пенсию по инвалидности, то со дня исполнения нужного количества лет (п. 1 ст. 23 закона № 166-ФЗ). Одновременно прекращается выплата пенсии по инвалидности.

Документы для социальной пенсии

Социальная пенсия устанавливается ПФР по месту жительства обращающегося за ней гражданина. Для оформления пенсии (если нет трудового стажа) по старости будут нужны такие документы:

  • заявление об установлении пенсии;
  • паспорт или иное удостоверение личности;
  • документ, подтверждающий нужный срок проживания в РФ (для иностранных лиц и лиц без гражданства);
  • документ, подтверждающий отношение к малочисленным народам Севера.

В случае, когда допускается одновременное установление пенсии по потере кормильца, не являющейся социальной, дополнительно потребуются документы, удостоверяющие соответствующее право.

О социальных пособиях по потере кормильца узнайте из этой статьи .

Размер социальной пенсии по старости

Величина социальной пенсии по старости прямо указана в подп. 1 п. 1 ст. 18 закона № 166-ФЗ:

  • 5 034 руб. 25 коп. — гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), инвалидам 2-й группы и др. гражданам, достигшим пенсионного возраста;
  • 12 082 руб. 06 коп. — инвалидам с детства 1-й группы и детям-инвалидам;
  • 10 068 руб. 63 коп. — инвалидам 1-й группы, инвалидам с детства 2-й группы и др.;
  • 4 279 руб. 14 коп. — инвалидам 3-й группы.

Она начисляется с соблюдением ряда условий, таких как:

  • Обязательная ежегодная индексация, определяемая ростом прожиточного минимума для пенсионеров, с 1 апреля (ст. 25 закона № 166-ФЗ).
  • Применение районного коэффициента для пенсий, выплачиваемых лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним (п. 2 ст. 18 закона № 166-ФЗ). При смене места жительства коэффициент меняется или исчезает согласно правилам его применения на соответствующей территории.

Если социальную пенсию назначают после страховой, связанной с инвалидностью, ее размер не может быть меньше величины начислявшейся по инвалидности пенсии на последний день ее выплаты (п. 3 ст. 18 закона № 166-ФЗ).

Прекращение выплат социальной пенсии

В связи с тем, что установление социальной пенсии по старости определено рядом вполне конкретных условий, ее выплата может быть прекращена, если гражданин:

  • Меняет место постоянного жительства в РФ на территорию, расположенную за ее пределами, или имеет 2 места постоянного жительства: на территории РФ и вне ее (п. 3.2 ст. 24 закона № 166-ФЗ).
  • Начинает работать, т. е. теряет статус нетрудоспособного лица (п. 5 ст. 11 закона № 166-ФЗ). Однако это не касается малочисленных народов Севера, не поименованных в указанном пункте.
  • Не получает пенсию в течение полугода (п. 4 ст. 24 закона № 166-ФЗ и подп. 1 п. 1 ст. 24 закона № 400-ФЗ). В этом случае происходит приостановка выплат на полгода, а затем, если не поступает заявление об их возобновлении, они прекращаются (подп. 2 п. 1 ст. 25 закона № 400-ФЗ).

Итоги

Действующее законодательство РФ не допускает оставления граждан, не имеющих необходимого стажа работы для назначения страховой пенсии, без средств к существованию. При обращении в ПФР возможно установление социальной пенсии по старости, если выполняется ряд необходимых условий.

Российское государство по закону выплачивает пенсии даже тем гражданам, которые никогда не работали. Рассмотрим подробнее, какие для этого есть основания, и в каком размере предоставляется в таком случае пенсия.

Будет ли пенсия при отсутствии опыта работы?

Отвечая на вопрос - какая будет пенсия, если человек не работал, следует подробнее раскрыть сущность словосочетания «не работал». Здесь возможны следующие трактовки:

Человек «не работал» в принципе - бездельничал

Как ни странно, никогда не имевший трудового опыта гражданин - по зависящим или независящим от него причинам, вправе задаваться непростым вопросом – есть ли пенсия, если не работал, и рассчитывать в некоторых случаях, что его пенсия будет не меньшей, чем у гражданина, имевшего стаж.

Человек не работал официально

То есть - получал зарплату «в конверте», и с нее не отчислялись пенсионные взносы в ПФР либо в НПФ. Он также имеет право на пенсию - но абсолютно наравне с человеком, который позволил себе не трудиться в принципе.

У человека на момент наступления пенсионного возраста нет достаточного стажа и нужного количества баллов для назначения пенсии

И здесь принцип назначения пенсии аналогичен. Фактически, пенсия без трудового стажа и баллов, собранных в нужной величине, приравнивается к пенсии в принципе не работавшего человека, либо не работавшего официально.

Человек не работал по найму, но занимался предпринимательской деятельностью

Здесь нужно разграничить:

  • деятельность, при которой в ПФР отчислялись взносы (фиксированные взносы ИП) - в этом случае о пенсии без стажа речи не идет (если, конечно, стаж - в нужном объеме, как и пенсионные баллы, исчисленные на основе взносов);
  • деятельность, при которой взносы не отчислялись (например, если гражданин просто владел долей в ООО и получал дивиденды).

Читайте также Официально утверждены правила повышения пенсии на 25 процентов с 1 января 2019 года

Во втором случае уже можно задаваться вопросом - будет ли пенсия, если никогда не работал. С точки зрения пенсионного законодательства предприниматель, получающий доходы, с которых не уплачиваются взносы - неработающий гражданин. Сюда же можно отнести доходы от торговли валютой, ценными бумагами.

Так или иначе, во всех указанных случаях ответ на вопрос - есть ли пенсия, если никогда не работал (фактически или с точки зрения пенсионного законодательства) будет положительным. Правда, назначение пенсии в этом случае имеет особые условия.

Каковы условия получения пенсии без опыта работы?

Право на обычную трудовую пенсию по старости - которая назначается при достаточном стаже, в 2018 году возникает у человека по достижении возраста 60 лет (мужчины) или 55 лет (женщины). Пенсия по старости без трудового стажа назначается на 5 лет позже . Такая пенсия называется “социальная пенсия по старости”. Других условий для ее получения законодательство не предусматривает. Каких-либо требований к минимальному стажу (пенсионным баллам) нет. И тот факт, что стаж есть, но немного недотянул до требуемого для обычной пенсии - тоже не имеет значения.

Разумеется, величина обычной трудовой пенсии по старости и пенсии без трудового стажа в России может быть несопоставимой (особенно, если есть большой реальный стаж и хорошая зарплата). Но во многих случаях это не совсем так, что объясняется спецификой расчета пенсии для неработавшего человека.

Как рассчитывается пенсия без опыта работы?

Итак, мы опровергли распространенный тезис - если официально не работаешь, то пенсии не будет. Она будет, но, во-первых, как мы уже знаем, значительно позже, чем обычная пенсия, а во-вторых, в ином - как правило, меньшем, размере.

Величина пенсии для не работавшего (не платившего взносов со своих доходов) гражданина определяется по следующим правилам:

Читайте также Минфин не исключает идею введения акциза на сахар и сладкие напитки

То, какая будет пенсия, если нет трудового стажа, зависит от величины минимальной (социальной) пенсии, установленной законом

Сейчас ее величина - 5240,65 рублей. Она одинакова вне зависимости от категории получателя.

Социальная пенсия в величине, указанной выше, ежегодно индексируется государством

Таким образом, то, какая будет пенсия, если нет стажа работы, зависит и от уровня инфляции (именно он берется в расчет при индексации).

Социальная пенсия с учетом индексации может быть увеличена за счет районного коэффициента - если человек, к примеру, проживает на Крайнем Севере или на приравненной к нему территории

Таким образом, то, сколько будет пенсия, если нет трудового стажа, может зависеть и от региона проживания гражданина.

Если исчисленная по пунктам 1-3 социальная пенсия не достигает уровня прожиточного минимума, установленного регионом, то она государство доплачивает гражданину ту сумму, которая нужна для доведения пенсии до соответствующего уровня

Таким образом, конечный ориентир пенсионного дохода человека, который задумывается о том, будет ли пенсия, если не работал всю жизнь - это прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, в котором он проживает. Отметим, что прожиточный минимум для пенсионера, как правило, заметно ниже чем тот, что установлен для обычного гражданина.

Резюме «Вопрос-ответ»

Теперь резюмируем изложенное выше.

Если человек не будет работать, будет ли он получать пенсию?

Да, но на 5 лет позже и в размере, который не превышает прожиточного минимума по региону. Но и меньше данной величины пенсия быть не может по закону. По мере инфляции минимальная пенсия индексируется государством и сохраняет свою покупательную способность.

Будет ли пенсия, если не работать официально?

Правило здесь аналогичное. Отсутствие официального заработка по пенсионному законодательству приравнивается к неосуществлению трудовой деятельности. Главный критерий здесь - наличие взносов с зарплаты гражданина. Взносы есть - пенсионный стаж идет.

По состоянию на: 11.01.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011

    Нормативные документы
      Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (извлечение)
      Досрочная пенсия летчикам - испытателям Пенсия работникам лабораторий Работа в России – пенсия за границей Пенсия по инвалидности: разбираем новый порядок Трудовая пенсия: фиксированный базовый размер Досрочная пенсия геологам Досрочная пенсия работникам предприятий по производству искусственного и синтетического волокна Трудовая пенсия по старости работникам электротехнического производства Пенсия работникам электростанций, энергопоездов, паросилового хозяйства Досрочная пенсия работникам, занятым в целлюлозно-бумажном и деревообрабатывающем производствах Пенсия за выслугу лет: индексация Пенсия за выслугу лет: исчисляем размер Пенсия за выслугу лет: определяем стаж

    Справочные материалы

      Сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2010 г.

Многие, несомненно, в курсе дела, что в случае признания гражданина безработным он в течение определенного времени сможет получать полагающееся пособие. Однако далеко не все знают, что безработные, приблизившиеся к пенсионному возрасту, имеют право на досрочный выход на пенсию. Основные аспекты реализации этого права мы затронем в нашей статье.

Казалось бы, еще совсем недавно такое явление, как безработица, отечественному законодательству было неизвестно. Однако в постсоветские годы это понятие прочно и, похоже, надолго вошло в нашу жизнь. Оказалось, что рыночная экономика и неразрывно связанная с ней, а точнее являющаяся ее сутью, ориентация на прибыль и рентабельность может приводить не только к росту благосостояния граждан, но и совсем к иным последствиям, например к ликвидации предприятий или сокращению численности работников. К сожалению, в условиях разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса тема безработицы приобрела особую актуальность.

Потеря работы является общепризнанным и значимым социальным риском, при наступлении которого государство обязано принимать меры не только по содействию занятости населения, но и по социальной поддержке безработных, обеспечению их средствами к существованию. И здесь не так важно, какую в этих целях государство выбирает форму: страховую или бюджетную.

ПРАВО НА ПЕНСИЮ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ «БЕЗРАБОТНОЙ» ПЕНСИИ

В настоящее время основания возникновения прав на трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению и порядок их реализации регулируются Федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном пенсионном обеспечении), если иное не установлено законом или международным договором (соглашением) РФ.

В соответствии со ст. 3 Закона о трудовых пенсиях граждане РФ имеют право на трудовую пенсию независимо от места жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства - при условии постоянного проживания на территории РФ.

Обратите внимание!

Право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях предоставлено мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажаБ. зЮ

Положениями ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях для определенных категорий лиц, работавших в особых профессиях, должностях или проживавших в тяжелых климатических условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), а также с учетом соответствующего социального статуса или состояния здоровья предусмотрена возможность назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста.

Например, трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, а также имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (ч. 1 подп. 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях).

Если гражданин работал как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, то трудовая пенсия устанавливается ему за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В случае когда продолжительность периода работы в районах Крайнего Севера не достигает 15 календарных лет, но составляет не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Возраст выхода на пенсию в зависимости от северного стажа

Вместе с тем в Законе о трудовых пенсиях ничего не говорится об особых условиях выхода на пенсию для безработных граждан. Нормы о порядке пенсионного обеспечения названных лиц (до приобретения ими права на трудовую пенсию по старости) закреплены в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости).

Статьей 32 Закона о занятости предусмотрено: по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, которые были уволены в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в т. ч. досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Таким образом, для назначения такой пенсии - назовем ее условно «безработной» - требуется сложный юридический состав, а именно наличие следующих условий.

Условие 1. Есть предложение органов службы занятости, оформленное в установленном порядке.

Условие 2. Есть согласие безработного лица на назначение пенсии, выраженное в форме заявления.

Условие 3. Наличие у заявителя страхового стажа продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно и - при необходимости - стажа на соответствующих видах работ (или, как его называли ранее, специального стажа) установленной законодательством продолжительности.

Как видим, здесь к величине страхового стажа предъявлены гораздо более жесткие требования, чем при установлении трудовой пенсии по старости (всего пять лет), что можно объяснить не столько влиянием ранее действовавшего (до 1 января 2002 г.) правового регулирования, сколько тем, что «безработная» пенсия является льготой для граждан.

Условие 4. Потеря заявителем работы и соответственно получение им статуса безработного исключительно в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, т. е. по инициативе работодателя.

Если гражданин уволился по собственному желанию, либо расторжение трудового договора обусловлено его виновными действиями, либо трудовой договор прекращен по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ, «безработная» пенсия назначена быть не может.

Условие 5. Достижение заявителем возраста, при котором для назначения трудовой пенсии по старости или какого-либо вида досрочной трудовой пенсии ему не хватает двух и менее лет. Иначе говоря, в самом распространенном случае - это 58 лет для мужчин и 53 года для женщин, а если говорить, к примеру, о «северной» пенсии, - то 53 года для мужчин и 48 лет для женщин.

Обратите внимание: при несоблюдении хотя бы одного из вышеперечисленных условий назначение пенсии досрочно не производится.

УЧЕТ СТАЖА

В страховой стаж при определении права на «безработную» пенсию, так же как и при установлении трудовой пенсии, включаются периоды работы и иной деятельности, за которые были уплачены страховые взносы в ПФР. При этом уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР. В этот стаж засчитываются и иные периоды, перечисленные в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях (таблица 1 ).

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ «БЕЗРАБОТНЫХ» ПЕНСИЙ

Федеральным гражданским государственным служащим к пенсии, назначаемой по Закону о занятости, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Расходы, связанные с назначением пенсии, предусмотренной Законом о занятости, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. Фактически источником финансирования «безработных» пенсий является бюджет государства, а не страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Данное обстоятельство, а также тот факт, что названная пенсия устанавливается не в связи со страховым случаем, характерным для пенсионной системы (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца), а по причине потери лицом работы, свидетельствуют о том, что «безработную» пенсию нельзя отнести к трудовым пенсиям.

Кстати сказать

Интересно, что Закон о занятости ранее - в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009 № 367-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"», - не предусматривал возможности назначения пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в т. ч. досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста, лицам, уволенным в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя.

Соответствующие изменения были внесены в Закон о занятости в связи с выходом постановления Конституционного Суда РФ от 22.10.2009 № 15-П «По делу о

проверке конституционности положений пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"». Данным постановлением перечисленные взаимосвязанные положения в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ. Они утратили силу с момента введения в действие нового законодательного регулирования.

Таблица 1

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (нестраховые периоды)

«Безработная» пенсия - особое явление в системе пенсионного обеспечения России. По сути в праве социального обеспечения ее можно считать и субинститутом пенсионного, и субинститутом социального обеспечения в случае безработицы.

По-видимому, и законодатель рассуждал подобным образом, если, несмотря на положение п. 1 ст. 1 Закона о трудовых пенсиях (изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в этот Федеральный закон), не предусмотрено норм об особенностях пенсионного обеспечения безработных.

Кстати, в этой связи стоит отметить: лицам, указанным в п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении, имеющим право на одновременное получение двух пенсий (трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и уже получающим одну пенсию по нормам данного Федерального закона, установление другой пенсии по предложению органов службы занятости в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона о занятости не осуществляется.

Право на одновременное получение двух пенсий в полном объеме имеет ограниченный круг лиц, которых законодатель признал нуждающимися в особой социальной защите. Например, инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны.

Следует также иметь в виду, что действующим законодательством и международными договорами (соглашениями) РФ не предусмотрена возможность установления пенсии по предложению органов службы занятости иностранных государств.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ДОСРОЧНОЙ ПЕНСИИ

Размер «безработной» пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Законом о трудовых пенсиях.

Так, размер страховой части трудовой пенсии по старости рассчиты-вется по формуле:
СЧ = ПК/Т + Б ,
где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (определяется исходя из величины пенсионных прав - продолжительности общего трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 г. и среднемесячного заработка лица за любые пять лет подряд до этой даты либо за 2000-2001 гг., - а также суммы страховых взносов, уплаченных на финансирование указанной части трудовой пенсии за период после 1 января 2002 г.), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии и составляющего 19 лет (228 месяцев).

Этот показатель основан на среднестатистических данных, он является условным и применяется для расчетов.

Обратите внимание!

Суммы фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости (с 1 апреля 2010 г.) см. на сайте HR-Portal

Законом о трудовых пенсиях предусмотрено поэтапное увеличение до указанной продолжительности применяемой при расчете размера пенсии величины Т: в 2002 г. она составляла 12 лет (144 месяца), в 2010 г. -16 лет (192 месяца).

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Отметим, что Б - величина дифференцированная и устанавливается с учетом возраста лица (достижение 80 лет), наличия иждивенцев (но не более трех), проживания и работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (не менее 15 и 20 календарных лет соответственно), а с 2015 г. будет также иметь значение общая продолжительность страхового стажа лица на день назначения пенсии.

УЧЕТ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И ИХ НАПРАВЛЕНИЕ НА ПЕНСИЮ

Граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, регистрируются в качестве безработных по месту жительства. Учреждения службы занятости населения ставят их на учет согласно Порядку регистрации безработных граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 № 458.

Процедура направления безработных граждан на пенсию с досрочным назначением пенсии по старости следующая.

Этап 1. Гражданин подает в орган службы занятости по месту постановки на учет в качестве безработного заявление по форме, установленной приложением № 1 к Порядку работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, утв. постановлением Минтруда России от 14.06.2001 № 48 (далее - Порядок).

Обратите внимание!

Закон от 20.11.1990 № 340-1 утратил силу с 1 января 2002 г. Соответствующие нормы, в т. ч. о периодах, включаемых в страховой (общий трудовой) стаж, содержатся в Законе о трудовых пенсиях, вступившем в силу с этой же даты

Этап 2. Орган службы занятости на основании заявления безработного гражданина выдает ему под расписку предложение о досрочном направлении на пенсию по старости в двух экземплярах (по форме, установленной приложением № 2 к Порядку), а также справку о периодах, включаемых в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение, для последующего обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту жительства.

Выдача предложения фиксируется в карточке персонального учета безработного гражданина путем внесения записи: «Выдано предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно. Дата, подпись».

Одновременно с выдачей указанных документов орган службы занятости сообщает безработному гражданину сведения о месте нахождения органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, режиме его работы, а также информирует о порядке прохождения перерегистрации в качестве безработного и условиях выплаты пособия по безработице в период оформления пенсии по старости (по возрасту), включая досрочную трудовую пенсию по старости.

Этап 3. Гражданин представляет в территориальный орган ПФР выданные ему органом службы занятости предложение о досрочном направлении на пенсию по старости, справку о периодах, включаемых в трудовой стаж, вместе с заявлением о назначении пенсии и необходимыми для этого документами, предусмотренными Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 16/19па (таблица 2 ).

Этап 4. Территориальный орган ПФР принимает решение о назначении либо об отказе в назначении «безработной» пенсии в соответствии с законодательством, а также уведомляет о соответствующем решении орган службы занятости, выдавший работнику предложение о досрочном направлении на пенсию по старости.

Таблица 2

Примерный перечень документов, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости

Выплата пособия по безработице в период оформления безработным гражданином рассматриваемой пенсии производится в порядке и на условиях, установленных Законом о занятости.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона о занятости назначение пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 данного Закона, либо назначение трудовой пенсии по старости, в т. ч. досрочное (или досрочное назначение части трудовой пенсии по старости), либо назначение пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению являются основанием для прекращения выплаты пособия по безработице.

Тем самым орган службы занятости при получении от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления о назначении «безработной» пенсии, начиная с даты назначения пенсии по старости (по возрасту), включая досрочную трудовую пенсию по старости, прекращает выплату пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного.

случае получения от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомления об отказе в назначении такой пенсии орган службы занятости возобновляет работу по оказанию содействия в трудоустройстве безработному гражданину.

Орган службы занятости осуществляет персональный учет получателей досрочной пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, в течение всего периода ее выплаты - до возникновения в соответствии с законодательством РФ права на назначение пенсии по старости (по возрасту), включая досрочную трудовую пенсию по старости.

ПЕРЕХОД НА ПЕНСИЮ НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в т. ч. досрочно назначаемой (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), получатель пенсии, назначенной по Закону о занятости, вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости. Такой переход осуществляется в соответствии с п. 7 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, т. е. с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию.

Обратите внимание!

При переводе на трудовую пенсию по старости либо в случае ее назначения размер указанной пенсии определяется как при новом назначении

По желанию заявителя в данной ситуации также может быть рассмотрен вопрос о назначении трудовой пенсии по старости. В этом случае назначение производится со сроков, предусмотренных пп. 1 и 4 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях, а именно со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 названной статьи (трудовая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня, трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Например, гражданин, являющийся получателем пенсии, назначенной по Закону о занятости, достигает пенсионного возраста 3 октября 2010 г. Он может быть переведен на трудовую пенсию по старости с 1 ноября 2010 г. (п. 7 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Вместе с тем, если размер трудовой пенсии по старости превышает ранее установленную пенсию, то гражданин, так как это ему более выгодно, может воспользоваться правом ее нового назначения со срока, установленного п. 1 ст. 19 Закона о трудовых пенсиях. Для этого он подает соответствующее заявление - и трудовая пенсия по старости будет ему назначена с даты обращения (например, с 3 октября 2010 г.).

ОтветСТВЕННОСТЬ, ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЫПЛАТЫ «БЕЗРАБОТНОЙ» ПЕНСИИ

При поступлении на работу или возобновлении иной оплачиваемой деятельности выплата пенсии, установленной безработному гражданину на основании Закона о занятости, прекращается в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона о трудовых пенсиях (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства).

Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 23 и ст. 25 Закона о трудовых пенсиях пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, помимо этого, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.

После прекращения гражданином работы выплата рассматриваемой пенсии возобновляется в соответствии с подп. 2 п. 3 и п. 5 ст. 22 Закона о трудовых пенсиях с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты пенсии и все необходимые документы.

Право на пенсию не пересматривается, а ее размер определяется заново в порядке, предусмотренном Законом о трудовых пенсиях. Если при возобновлении выплаты пенсии ее размер не достигает величины, установленной на день прекращения выплаты, то пенсионеру восстанавливается пенсия в прежнем, более высоком размере.

  • Кадровое делопроизводство