Тема характеристика элементов развивающей среды дод. Характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе

  • 28.12.2023

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Окружающая среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый микропериод его младенческого и раннего детства. Предметно-развивающая среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Проблема организации развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной степени, многими исследователями в различные исторические периоды.

Гораздо менее разработанной в современной теории и практике является проблема организации предметно-развивающей среды в ДОУ, особенно в группах раннего развития, что показал анализ литературных источников, практической деятельности педагогов-психологов и специалистов дошкольного образования.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Реуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина. Однако проблема разработки развивающей среды в группах раннего развития рассмотрена недостаточным образом.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Мы считаем, что значение окружающей среды для маленького ребенка трудно переоценить. Именно в ранние годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Наша модель оформления групп младшего возраста базируется на двух простых идеях:

– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка раннего возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Исходя из актуальности проблемы, мы определили темудипломной работы: «Предметно развивающая среда для игровой деятельности в группе раннего возраста».

Цель работы: охарактеризовать содержание стратегии и тактики построения развивающей предметной среды для игровой деятельности в группах раннего развития ДОУ.

Объект исследования: предметно-развивающая среда групп раннего развития.

Предмет исследования: игровая деятельность ребенка раннего дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп раннего развития ДОУ.

дошкольный игровой образовательный

Роль среды в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста

1.1 Понятие «развивающая среда» , принципы организации предметно-развивающей среды

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

Среда – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле – это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т.е. социальная культура общества.

Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка – «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества». Поясним это положение.

Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов, а также различных видов деятельности человека. Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности.

Например, бытового или художественного характера – мыло необходимо для мытья, а карандаш – для рисования. Аналогично – для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т.п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность.

Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все – он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т.п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.

Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.

Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, – ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды в рамках реализации ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева.

Предметно – развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Кроме того, предметно – развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

Важно, чтоб предметно-развивающая среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Правильно организованная предметно-развивающей среда в детском саду несет эффективность воспитательно-образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Характеристики предметно-развивающей среды

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи. Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.

Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и его интериоризации, становлении объектной позиции, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта.

Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир. Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

Пространство;

Время;

Предметное окружение.

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Рабочая;

Активная;

Спокойная.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной;

Насыщенность среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентарь в группе должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.), наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды - соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

РПП среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

РПП среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

РПП среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Примерные центры , которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС

Социально-коммуникативное развитие:

Центр ППД;

Центр пожарной безопасности;

Центр труда, уголок дежурств;

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения;

Центр сенсорного развития;

Центр конструктивной деятельности;

Центр математического развития;

Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

Центр речевого развития или уголок речи грамотности;

Центр «Будем говорить правильно»;

Центр «Здравствуй, книжка! »;

Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие включает:

Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки»;

Центр музыкально-театрализованной деятельности;

Физическое развитие:

Центр физического развития;

Центр сохранения здоровья;

Спортивный уголок «Будь здоров! »

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Спасибо за внимание!


Характеристика компонентов предметно-разви вающей среды

МБДОУ МО г. Краснодара « Д етский сад № 36 »

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая среда сада является источником становления субъективного опыта ребенка. Каждый компонент предметно – развивающей среды способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с ФГТ содержание дошкольной ступени предусматривает одну из форм вариативно – личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Одним из необходимых его условий становится создание развивающего пространства в каждом групповом помещении. При организации предметно-развивающей среды в каждой группе и в целом в детском саду мною, старшим воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад № 36» Пироговой Е.С, было учтено всё, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, формирование эмоциональной сферы, учетом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, созданием условий для их развития.

Создавая предметно-развивающую среду в детском саду, я учитывала принципы ее построения:

Принцип дистанции;

Принцип активности, самостоятельности и творчества;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования (что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т.п.);

Принцип информативности (разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала);

Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т.е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой) ;

Принцип вариативности;

Принцип стабильности- динамичности (предметно – развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года) ;

Принцип открытости- закрытости (развивающая среда построена мною таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные);

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);

Принцип учета половых различий детей.

Предметно-развивающая среда в детском саду построена мною таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску. Интерьер каждого группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Мебель всех групповых помещений подобрана в теплой цветовой гамме, изготовлена по индивидуальным эскизам, разработанным мной с учетом особенностей помещения и последующему зонированию. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет каждому воспитателю менять интерьер по мере необходимости. Все это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой. Групповые помещения условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, центр искусства, уголок кубановедения, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр науки, центр математики, сенсорный центр, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, спальное помещение и раздевалка.

Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, репродукции, альбомы, дидактический материал, наборы открыток и фотографий, дидактические игры, счетная и музыкальная лесенка, схемы, модели, плакаты), аудиовизуальные пособия (диафильмы, диапозитивы, магнитофонные кассеты, CD-диски, DVD-диски и материалами нового поколения. В группе имеются технические средства: телевизор, видеоплеер для просмотра CD и DVD-дисков, музыкальный центр, диктофон, ксерокс; при необходимости используется мультимедийное оборудование. Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей.

Центр искусства помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности (рисование песком, мыльными пузырями, мятой бумагой, на мятой бумаге, оракале, рисование без кисточки и карандаша, кляксография с трубочкой, монотипия предметная и пейзажная печать по трафарету, пластилинография) , которые постоянно дополняются. В центре искусства вниманию детей предложены книги из серии « Я учусь рисовать», «Искусство оригами», « Я учусь лепить», репродукции картин известных художников, скульптура малых форм, дидактические игры.

Уголок кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах, наборами открыток с видами кубанских городов, буклетами, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербами и флагами Краснодарского края, г. Краснодара, гербом и флагом России.

Познавательно – речевой центр совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Усилиями педагогов и родителей был создан фотоальбом «Давайте познакомимся: это – мы!». Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки, схемы для составления рассказов и пересказа, мнемотехнические таблицы для заучивания стихов. Под руководством педагога дети открыли свою библиотеку. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости в достижении цели.

Центр науки представляет собой зону экспериментирования, уголок природы, материалы и оборудование для труда и опытов. Для ухода за комнатными растениями дети пользуются моделями потребности растений. Проводятся наблюдения за состоянием погоды с фиксацией результатов в дневнике наблюдений. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры.

Центр математики представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, головоломки, развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование – «Сфинкс», « Тетрис», логические задачи, «Танграм», «Архимедова игра», «Волшебный круг», «Геоконт», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Геометрия в ладошках « Прямоугольники», «Кубики для всех», «Уникуб», палочки Кюизенера. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки, шашки, шахматы.

Центр сюжетной игры позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами разного пола и профессий, мягкими игрушками разных размеров, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов. Большим спросом пользуются коробка для девочек и коробка для мальчиков, в которых хранится бросовый материал, отходы бумаги, ткани, кожи, меха и пр. для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов, там же дети находят детали военной формы, военные атрибуты, детали одежды рыцарей, богатырей, космонавтов, мужские аксессуары, предметы женской одежды, кружевные накидки, банты, сумочки, украшения, шляпки, зонтики и большое разнообразие «подручных» материалов.

Центр строительства представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами. Центр обогащен фотографиями домов, мостов, вокзалов, схемами и планами построек, мелкими игрушками для обыгрывания или конструирования по заданным условиям.

Музыкальный уголок соответствует возрастным особенностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Он представлен музыкальными инструментами – металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты, колокольчики, бубенцы, нетрадиционными музыкальными инструментами, изготовленными руками педагогов. Дети пользуются музыкально – дидактическими пособиями (лесенки из 3,5,8 ступенек, к ним – матрешки, птички и пр., иллюстрации по слушанию, пению, картинки с изображением музыкальных инструментов, портреты композиторов), играют в музыкально – дидактические игры на развитие песенного творчества. Для обогащения музыкально – слухового опыта детей собран песенный материал, который используется во всех режимных моментах, музыкальные произведения классиков и современных композиторов. Музыкальный уголок объединен с уголком театрализованной деятельности, где детям предложены различные виды театров – верховой (куклы бибабо, плоскостные, перчаточные, дергунчики, куклы – петрушки), настольный (театр игрушек, картинок, магнитный, вязанный), теневой, маски и шапочки для игр-драматизаций, ширмы, фланелеграф, мягкие игрушки, флажки, платочки, ленты и многое другое.

Физкультурный уголок оснащен таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог находить для себя увлекательное занятие. В физкультурном уголке имеются массажные коврики; кегли; мячи и шары из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; мишени горизонтальные и вертикальные; дорожки со следами»; кольцебросы; карточки- схемы с изображением различных физических упражнений; настольно – печатные игры, расширяющие представления детей о мире движений человека, спорте, здоровом образе жизни. Устроена «стена осанки» для профилактики нарушений осанки.

Уголок уединения создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать. Он представлен сухим бассейном, мягкими игрушками, подушками, книгами и настольно – печатными играми.

В спальных комнатах создана атмосфера покоя, равновесия. Стены окрашены в теплый цвет. Дети дошкольных групп спят на раздвижных кроватях, благодаря чему есть возможность задействовать для игровой деятельности и помещение спальной комнаты.

При входе в детский сад создан уголок для родителей «Для Вас родители», где размещена информация о режиме работы детского сада, о мероприятиях, проводимых в детском саду, консультации для родителей. В раздевальных комнатах групп имеется уголок для родителей. Усилиями педагогов организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальных комнатах оформляются фотовыставки на темы «Наши мамы и папы – школьники», «Вот оно какое, наше лето…», «Наши папы – защитники Отечества», « Милая мамочка», «Победа деда – моя победа». Вниманию родителей представлено «Дерево благодарности и добрых дел», колонка «Звезда дня». В раздевальной комнате группы раннего возраста имеется уголок адаптации.

В раздевальной комнатах коррекционных групп имеются уголки специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога.

Предметно – развивающая среда детского сада учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствует ФГТ и отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

Светлана Чистякова
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды

Характеристика компонентов предметно-развивающей среды .

Развивающая - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности уединения.

Создавая «среду обитания » для воспитанников я, прежде всего, уделяю внимание ее развивающему характеру . Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы , соблюдаю основные принцыпы :

Принцип целесообразности, рациональности и насыщенности.

Принцип доступности и открытости;

Принцип трансформирования;

Принцип соответствия развивающей среды возрасту детей .

Принцип вариативности

Принцип полифункциональности.

За период с 2010 по 2014 г. я работала с детьми 2 младшей, средней , старшей, подготовительной к школе группе.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, складные кровати, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть уголков – на стеллажах. Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Все групповое пространство распределено на центры , которые доступны детям : игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

В группе организован центр уединения – за шторой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.

В группе имеются атрубуты для организации следующих сюжетно-ролевых игр : «Больница» , «Магазин» , «Кухня» , «Парикмахерская» , «Ателье» , «Почта» . Например, для игры в «Больницу» имеется халат, и медицинские приборы (инструменты, всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для игры в «магазин» - халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т. д. ; для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки; для игры в «Парикмахерскую» – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты, флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками и т. д.

Уголок ИЗО-деятельности – оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей : краски, гуашь, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т. д., находится в доступном и удобном месте, в непосредственной близости с окном .

Уголок театрально-игровой деятельности оснащен – ширмами для разного вида кукольного театра, театральными игрушками, персонажами пальчикового театра; куклами-марионетками, часть из которых сделаны моими руками.

Уголок музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры.

В отдельных ящиках находится различный строительный материал (металлические, пластиковые и деревянные конструкторы, лего и другие виды конструкторов, чертежи и изображения построек, которыми дети с удовольствием пользуются во время игр.

Спортивный уголок содержит спортивный инвентарь : скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

Также в группе имеется уголок настольных и дидактических игр, центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды, который находится при входе в группу.

В приемной комнате для родителей организован «Уголок для родителей» , в котором имеются следующие рубрики :

Режим, по которому живет группа;

Сетка непосредственно образовательной деятельности;

Антропометрические данные «Мы растем» ;

Состав педагогов и специалистов, работающих с детьми;

«Консультации для родителей» . Цель : дать родителям систему знаний о воспитании (смена информации не реже 1 раза в месяц) ;

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Воспитатель ___ С. В. Чистякова

Публикации по теме:

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности.

Характеристика варианта построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Характеристика компонентов предметно – развивающей среды во 2 младшей группе «Задоринка». Предметно - развивающая, игровая среда – это.

Описание предметно-пространственной развивающей среды. Астафьевский детский сад. Группа "Солнышко". Организация предметно - пространственной.

Светлана Сидорова
Анализ-описание предметно-развивающей среды ДОУ

Анализ-описание предметно-развивающей среды муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художестенно-эстетического развития воспитанников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» после реализации проекта.

При организации деятельности учреждения особое внимание коллектив уделяет формированию предметно-развивающей среды . Мы исходим из самоценности природы дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

В нашем детском саду 6 групп, спортивный и музыкальный залы, театральная комната, изостудия, музей народного творчества. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. Помимо этого мы стремимся обогатить среду (познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей) стимулирующими элементами. Современные философы трактуют понятие «среда » как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Особое внимание мы уделяем пространству, организованному при помощи предметов . Они по-разному включаются в «поле» активности личности : как окружение, как фон, обстоятельство, как место или центр действия.

Предметная структура моделируется нашими воспитателями на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития.

Трехуровневое моделирование среды позволяет :

Ребенку с низким уровнем развития Ребенку со средним уровнем развития Ребенку с высоким уровнем развития

Видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона Самостоятельно выбирать способ действия, подобрать незнакомые прежде Создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию

В построении среды в ДОУ мы руководствовались принципами В. А. Петровского.

Среда в подготовительной группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование . Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями» , требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Эта среда изменчива , динамична. Характерным для модели этой группы является и «перетекание» мини-сред : из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально- рефлексивной в культурно-коммуникативную.

Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям : игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается персонифицированность среды , т. е. создание "своего" личного пространства – принцип эмоциогенности.

В группах мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния : достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматрива -ющее в равной мере контакт и свободу. С этой целью нами используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая : диванчик, кресла, деревянные модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группах. Такая организация пространства является одним из условий среды , которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка (Принцип дистанции позиции при взаимодействии) .

Принцип стабильности и динамичности даёт возможность использовать в пространстве переменные и заменяемые элементы убранства : сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, ландшафтный макет, библиотека и книжная выставка.

Принцип открытости – закрытости мы реализуем в нескольких аспектах : открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я» .

Так, предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголка природы в группе, где дети наблюдают за растениями (кактусарий, фиалковая поляна, ухоженные комнатные растения, проводят элементарные опыты, организованы и мини-музеи с картотекой и подбором стихов и загадок о каждом экспонате, воспитателями и детьми собран гербарий трав, цветов и кустарников. К гербарию также составлена картотека с названиями, описаниями и стихами.

Растения, клетки с попугаями, аквариумы и двухэтажные клетки с морскими свинками позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать пение птиц, свист морской свинки, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, морских свинок. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, то в старшем дошкольном возрасте происходит его усложнение. В уголках детского экспериментирования дошкольники играют с песком, водой, они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами , помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.) также происходит в центре экспериментирования. Составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, конспекты экскурсий, алгоритм ухода за комнатными растениями, схема весенних посевов в уголке природы.

Элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра - входят в дизайн интерьера каждой группы. В раздевальных комнатах организована выставка детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок) . Воспитатели с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы , принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки – зона приватности.

Открытость обществу и открытость своего "Я" предполагает пер-сонализацию среды группы . Для этого в группах имеются семейные альбомы. Кроме этого группы имеют свое название, которое также обыгрывается в предметной среде группы по принципу эмоциогенности (наличие игрушки) .

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности : физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий на цветике - семицветике «Мне интересно» , распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки .

Принцип активности, стабильности и динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования.

Принцип комплексирования предметного мира реализуется с помощью модульного оборудования, которое пока ещё в малом количестве. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками и т. д., предметами и играми , которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

По принципу сочетания привычных и неординарных элементов используются в интерьере групп произведения искусства, включение эффектных зрелищ (картина с водопадом, подсветкой и пением птиц, бра, музыка ветра и т. д.).

Принцип активности располагает использовать активный фон в горизонтальных (воздушный змей на потолке для гимнастики глаз, классы на полу) и вертикальных плоскостях (познавательная стена и т. д.)

Принцип учёта половых и возрастных особенностей наблюдается в обеспечении полной изоляции мальчиков и девочек в туалетной комнате, обеспечению равноценными по значению игрушками.

При организации предметно-пространственной среды в детском

саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Педагоги нашего детского

сада в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для групп. Всё это через систему конкурсов.

Я считаю, что целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Заместитель заведующего по ВМР :Сидорова С. И.