Основные свойства ощущений в психологии. Понятие ощущения в современной психологии Основные свойства и характеристики ощущений в психологии

  • 20.11.2023

Все их можно разделить на три вида: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные. К первой группе относят ощущения, появляющиеся от импульсов, доходящих до нас из внутренней среды человеческого тела; ко второй - отражение информации о нахождении тела в пространстве, обеспечивающее регулирование и коррекцию движения; к третьей группе - ощущения, которые появляются благодаря сигналам от внешнего мира, создающие базу для сознательных действий и поведения человека. Различные виды характеризуют определённые свойства ощущений, но об этом мы расскажем чуть ниже.

Группа интероцептивных ощущений доводит до мозга информацию о внутренних процессах, происходящих в организме человека. Этот вид является наиболее древним и его относят к числу менее осознаваемых, чем другие.

Проприоцептивные ощущения - это отражённая информация о расположении человеческого тела в пространстве. Они играют главную роль в регуляции движения. Рецепторы периферии находятся в суставах, мышцах, сухожилиях и связках. Возбуждения, возникающие в этих рецепторах, относятся к ощущениям, которые происходят при напряжении и расслаблении мышц и изменениях в положении суставов. Данная группа включает в себя особый вид чувствительности, который называется «ощущение равновесия». Их рецепторы расположены во и связаны с вестибулярным аппаратом.

Третью, самую распространённую группу представляют ощущения экстероцептивные, которые доносят до организма человека различную информацию, исходящую из внешнего мира. Существуют дистантные и контактные ощущения. Контактные могут вызываться воздействиями, непосредственно приложенными к поверхности тела или воспринимающего органа. Примеры контактных ощущений - осязание, вкус. Дистантные вызываются раздражителем, действующим на рецепторы анализаторов на расстоянии. К ним можно отнести обоняние, слух и зрение.

Виды ощущений

Наиболее известны ещё со времён Аристотеля такие типы, как слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и вкусовые. Но у человека есть и специфические которые дают информацию об ускорении, вибрации, времени. Некоторые виды энергии человек не ощущает вообще на уровне сознания (например, радиация, ультрафиолетовое и ультразвук, инфразвук и другие). Различные виды могут взаимодействовать между собой.

Свойства ощущений

Виды ощущений имеют различия в источниках, их порождающих, и другие отличия. У них имеются не только специфические особенности, но и общие свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность.

Интенсивность - это характеристика, определяемая силой раздражителя и состоянием рецептора.

Качество - особенность, которая отличает его от иных форм ощущений и меняется в пределах этого вида ощущений.

Длительность является временной характеристикой и определяет время действия раздражителя и его интенсивность.

При действии раздражителя на рецепторы ощущение может возникать не сразу, а спустя какое-то время. Этот период называют латентным, который у разных видов ощущений различен.

Таковы свойства ощущений, которые мы рассмотрели в данной статье.

Итак, мы выяснили, что ощущение — это психический познавательный процесс, который заключается в отражении свойств предметов и внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы органы чувств. Функции ощущений состоят в том, чтобы быстро и своевременно доносить до центральной нервной системы человека информацию о состоянии внутренней и внешней среды.

В течение длительного периода в философии и психологии ощущение трактовалось как элементарная частица сознательной жизни человека, поэтому, начиная с первых работ философов-сенсуалистов, ощущение подвергалось тщательному и критическому анализу. Среди основных свойств ощущений традиционно выделяют качество, интенсивность, пространственную и временную протяженность, ясность и отчетливость.

Качество (.модальность ) - форма отражения стимула в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной и т.д.).

Интенсивность - количественная характеристика ощущения, определяемая силой действующего стимула и функциональным состоянием рецептора. Интенсивность ощущения ограничена сенсорным порогом (см. гл. 3 «Экспериментальное изучение ощущений. Проблемы психофизики»). Сенсорный порог бывает нескольких видов, среди которых в настоящий момент стоит назвать абсолютный и дифференциальный. Абсолютный порог - это критическое значение раздражителя, выше которого действие этого раздражителя начинает вызывать осознанное ощущение. Абсолютный порог обратно пропорционален сенсорной чувствительности - способности организма воспринимать действие раздражителей: чем выше абсолютный порог, тем ниже чувствительность субъекта. Поэтому, характеризуя абсолютный порог, часто говорят либо об абсолютной чувствительности , либо об абсолютном пороге чувствительности . Дифференциальный порог определяется как минимальное различие в раздражителях, меньше которого оба раздражителя кажутся равными.

Пространственная протяженность - ощущение распределения энергии стимула в пространстве. Благодаря этому свойству мы может определить локализацию ощущения в пространстве (например, справа или слева от нас), а также осознать площадь воздействия стимула (как в случае тактильных ощущений). Существует понятие пространственного порога различения (преимущественно в тактильной модальности), который понимается как минимальное расстояние между двумя одновременно предъявленными стимулами, при котором возникают два раздельных тактильных ощущения.

Временная протяженность - ощущение распределения энергии стимула во времени. Временная протяженность ощущения отражена в субъективном переживании длительности стимульного воздействия. Временная характеристика ощущения также отражена в таком явлении, как сенсорная адаптация. Сенсорная адаптация - это изменение в течение времени сенсорной чувствительности, которая может понижаться, если действует сильный раздражитель, и повышаться, если действует слабый раздражитель. Также стоит упомянуть о временном пороге различения. Например, для зрительных ощущений временной порог различения составляет примерно 50 мс, а для слуховых - 180 мс. Это значит, что для того, чтобы два звуковых ощущения не сливались в одно, временной интервал между ними должен превышать 180 мс. Кожные ощущения имеют разный временной порог различения в зависимости от типа ощущений. Для различения ощущений касания и давления (т.е. тактильных ощущений) требуется гораздо меньше времени, чем для различения ощущений по качеству тепла и холода, а также возникновения болевого ощущения. Это демонстрирует такой пример из жизни, когда по неосторожности берешься за ручку горячего чайника, но быстро успеваешь поставить его на место до возникновения болевого ощущения. За это время можно успеть ощутить прикосновение к ручке, ее фактуру и т.д.

Ясность ощущения - уровень осознанности ощущения. Используя метафору сознания Вундта, можно сказать, что, если ощущение находится в центре сознания, оно будет более ясным, чем другое ощущение, которое находится на периферии сознания.

Отчетливость ощущения - это отграничение одного ощущения от другого.

В зависимости от свойств ощущений можно описать разные их виды, т.е. дать классификацию ощущений. Так, ощущения могут различаться по интенсивности - быть более интенсивными и менее, по ясности и отчетливости и т.д. Однако в психологии для классификации ощущений чаще всего применяют три критерия - это структура, функция и генез; при этом многие классификации используют сразу несколько критериев.

Структурный критерий связан преимущественно с особенностями строения органа, участвующего в возникновении ощущения, или свойства предмета, которое отражается при помощи ощущения. Среди классификаций ощущений, использующих такой критерий, можно назвать самую распространенную классификацию по модальности.

Классификация ощущений по модальности является самой старой в психологии и восходит к работам античных философов. Например,

Аристотель в своем сочинении «О душе» писал, что «...нет никаких иных [внешних] чувств, кроме пяти (я имею в виду зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)» . Со временем перечень основных органов чувств был пересмотрен и дополнен другими видами. Сам критерий классификации - модальность - выделил Герман фон Гельмгольц. В современной психологии под модальностью ощущений, как уже было сказано выше, понимают принадлежность ощущения к определенной сенсорной системе. Исходя из этого, можно выделить следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, висцеральные, вестибулярные и кожные (рис. 1.2). Зрительные, вкусовые, обонятельные и слуховые ощущения наиболее «очевидны»: они возникают в результате воздействия стимула на зрительную, вкусовую, обонятельную и слуховую сенсорную системы соответственно. Вестибулярные ощущения (ощущения равновесия и ориентации) несут информацию о положении и перемещении головы и тела в пространстве, основой для выделения данного вида ощущения является вестибулярный аппарат. Иногда вестибулярные ощущения относят к группе кинестетических ощущений, являющихся по своей природе мультимодальными ощущениями. Висцеральные (от лат. viscera - внутренности) ощущения (иначе - органические) - это ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма, они являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей. Обычно к висцеральным ощущениям относят чувство голода, жажды и насыщения, а также болевые ощущения и половое чувство.

Рис. 1.2.

Внутри каждой отдельной модальности можно провести дальнейшее разделение в соответствии с видом сенсорного впечатления. Внутри зрительной модальности можно выделить ощущения светлоты (ахроматические ощущения) и ощущения цвета (хроматические ощущения), внутри слуховой - разные по высоте и тембру ощущения и т.д. Наиболее «разветвленной» классификацией является классификация кожных ощущений. Кожные (соместетические ) ощущения - это обозначение для большой группы ощущений, возникающих при прямом контакте с объектом внешнего мира. К кожным ощущениям обычно относят температурные, болевые и тактильные, которые в свою очередь делятся на ощущения прикосновения , давления , вибрации , фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя). Из этого перечня следует, что классификация ощущений по модальности довольно-таки условна. Во-первых, все ощущения, которые обычно относят к кожным, обладают общим свойством - их рецепторы не сгруппированы и не образуют органов чувств (таких как, например, глаз или ухо), а разбросаны по всему телу. Во-вторых, проблема классификации ощущений но модальности состоит в том, что есть мультимодальные ощущения, т.е. включающие в себя сразу несколько модальностей, как, например, в случае болевой чувствительности, которая относится к группе кожных и органических ощущений.

В разных источниках можно встретить иной список ощущений, отличающихся по модальности. Например, к перечисленным выше видам ощущения часто относят осязание. Однако, на наш взгляд, это не совсем правомерно. Исходя из определения ощущения как отражения отдельных свойств предмета, осязание скорее можно отнести к области восприятия, так как, предоставляя информацию о предмете , оно основывается на сигналах от многих ощущений разных модальностей (хотя преимущественно кожной и кинестетической). Недаром в научной литературе термин «осязание» является синонимом гаптического восприятия (от греч. hapto - касаюсь).

Кинестетические ощущения (от греч. kinesis - движение и aisthetos - чувственно воспринимаемый) - это синоним для двигательных ощущений. Основными качественными разновидностями кинестетических ощущений являются ощущения положения , усилия и движения. Кинестетические ощущения возникают на основе нескольких источников сенсорной информации: рецепторов кожи, мышц, сухожилий, вестибулярного аппарата и зрительной системы. Поэтому кинестетические ощущения также скорее относятся к группе мультимодальных ощущений, чем к группе самостоятельных ощущений, опирающихся на функционирование какой-то одной сенсорной системы. Также некоторая путаница относится и к вибрационным ощущениям. Вибрационные ощущения - это ощущения колебания; в науке продолжаются дискуссии, к какой группе ощущений можно их отнести. Согласно одной теории, вибрационная чувствительность является частью кинестетической, другая теория утверждает, что вибрационные ощущение являются переходной формой от тактильной чувствительности к слуховой. Наиболее распространена теория, относящая вибрационную чувствительность к тактильной. В литературе можно встретить информацию, что специфических рецепторов, а следовательно, и сенсорной системы, вибрационной чувствительности не обнаружено , однако доказано, что нервные рецепторы, находящиеся в жировой подкожной ткани, а также в тканях суставов, мышц и сухожилий и называемые тельцами

Пачини, реагируют на изменение тактильной стимуляции, т.е. дают ответ на воздействие синусоидальных стимулов . Это позволило предположить, что именно тельца Пачини являются нервными датчиками вибрации, что относит вибрационную чувствительность к области тактильных ощущений.

Еще одной структурной классификацией является классификация Вильгельма Вундта. Классификация Вундта, по сути, является обобщением классификации по модальности, однако ученый предлагает разделить все ощущения на две группы в зависимости от того, что происходит с энергией внешнего воздействия в нервном аппарате, в итоге функционирования которого возникли эти ощущения. Согласно этому критерию ощущения бывают механические и химические. Химические ощущения возникают в результате преобразования нервным аппаратом органа чувств внешнего воздействия, и именно это преобразованное воздействие становится раздражением, в итоге которого появляются ощущения. К таким ощущениям Вундт относил вкусовые, обонятельные и зрительные ощущения. В органах чувств, участвующих в возникновении этих ощущений, преобразование внешнего воздействия носит химический характер (отсюда и название - химические ощущения): в области зрения - световые лучи вызывают химические процессы в клетках, и уже эти химические процессы играют роль раздражений, а в области обоняния и вкуса - сами внешние химические вещества преобразовываются в нервном аппарате органов чувств. Механические ощущения возникают в итоге работы нервного аппарата совсем другого рода. К таким ощущениям Вундт относил ощущение давления и звуковые ощущения. Строение воспринимающего аппарата приспособлено к переносу физических раздражений на более глубокие нервные волокна и совершенно не приспособлено к преобразованию раздражения .

В настоящее время по физиологическим характеристикам рецепторы подразделяют на первичночувствующие (или первичные) и вторичночув- ствующие (или вторичные). У первичных рецепторов субстрат, воспринимающий внешнее воздействие, заложен в самом сенсорном нейроне, который непосредственно (первично) возбуждается раздражителем. У вторичных рецепторов между действующим раздражителем и сенсорным нейроном располагаются дополнительные, специализированные (рецептиру- ющие) клетки, в которых преобразуется (трансформируется) в нервные импульсы энергия внешних раздражений.

Функциональные классификации ощущений, как видно из названия, опираются на ту роль или функцию, которую выполняют различные ощущения в процессе предоставления информации о свойствах внешнего мира. Синтезом структурной и функциональной классификаций является классификация рецепторов, лежащих в основе возникновения разных ощущений, предложенная английским физиологом, лауреатом Нобелевской

премии в 1932 г. по физиологии Чарльзом Шеррингтоном . На основе выделенных Шеррингтоном рецепторов - интероцепторов, экстероцепто- ров и проприоцепторов - выделяют интеро-, экстеро- и проприоцептивные ощущения. Основанием для классификации рецепторов послужили их локализация - внешняя и внутренняя, а также функция. Исходя из критерия локализации все рецепторы (а следовательно, и соответствующие им ощущения) бывают двух видов - поверхностные и глубинные (рис. 1.3).


Рис. 1.3.

Глубинную рецепцию Шеррингтон назвал проприоцепцией (от лат. propnus - собственный). Проприоцепция сигнализирует о положении тела или его частей в пространстве. Рецепторный аппарат проприоцепции включает механорецепторы мышц, сухожилий и суставов, вестибулоре- цепторы полукружных каналов. Поверхностная чувствительность делится на экстероцепцию, которая может быть контактной и дистантной (иначе - телерецепция), и интероцепцию - чувствительность к изменениям внутри организма. Деление ощущений на проприоцептивные, экстероцептивные и интероцептивные опирается не только на расположение соответствующих рецепторов, но и на функцию, которую эти рецепторы выполняют. По функциям проприоцепция направлена на координацию частей тела относительно друг друга, интероценция - на поддержание обмена веществ, их гомеостаза, экстероцепция - на связь с внешней средой. Большинство ощущений из классификации можно распределить на эти три группы ощущений, однако есть и исключения, которые не укладываются в эту схему. Как и в случае классификации по модальности, болевые ощущения относятся сразу к нескольким группам, так как боль может быть как поверхностной, так и глубокой.

0 функциональном значении сенсорной чувствительности говорил отечественный физиолог Н. А. Бернштейн, который указал на роль ощущений в процессе построения сложного двигательного акта. Бернштейн выделяет две функции, которые выполняет рецепция сложных живых организмов, включая человека, - сигнальную и контрольно-координационную" . Сиг-

нальная функция рецепции заключается в обнаружении и анализе действующих и (или) потенциальных раздражителей. Эту функцию исходя из своей биологической значимости выполняют преимущественно обонятельные, слуховые и зрительные ощущения, так как они являются результатом функционирования телерецепторов (иначе - дистантных рецепторов) - рецепторов, которые способны различать события, происходящие на значительном расстоянии от живого организма (в отличие от контактных рецепторов, стимуляция которых происходит лишь при непосредственном контакте с ними). Вторая функция рецепции - контрольно-координационная - заключается в адекватном отражении не только внешнего воздействия, но и состояний самого организма. Контрольно-координационная функция рецепции проявляет себя в синтезе сигналов проприо-, танго- 1 и телерецепторов с целью постоянной коррекции каждого этапа сложного двигательного акта. Бернштейн отметил, что процесс построения движения не может осуществляться согласно простой схеме рефлекторной дуги, которую для объяснения двигательных актов использовали бихеви- ористы. Следовательно, сигнальной функцией рецепция сложных живых организмов не исчерпывается. Вместо рефлекторной дуги Бернштейн вводит понятие рефлекторного кольца, работа которого опирается на принцип сенсорных коррекций . Этот принцип заключается в постоянной коррекции осуществления моторного акта при помощи сигналов от внешних органов чувств, а также от мышц, связок и сухожилий. Чтобы реальный двигательный акт совпадал с намерением, необходимо, по словам Бернштейна, «...непрерывно с самого первого момента бдительно выверять движение с помощью донесений органов чувств и вести его все время на узде соответствующих коррекций» . Следовательно, ощущения, участвующие в обеспечении мозга обратной связью об осуществлении действия, выполняют совсем иную функцию, нежели просто сигнализируют о наличии раздражителя.

Генетическая классификация ощущений связана со временем и последовательностью возникновения и развития того или иного вида чувствительности. Среди наиболее распространенных генетических классификаций можно назвать эволюционную классификацию английского невролога Генри Хэда . В 1903 г. Хэд вместе со своими коллегами неврологом Уильямом Риверсом и хирургом Джеймсом Шерреном провел эксперимент: Шеррон перерезал на наружной поверхности предплечья левой руки Хэда веточку кожного нерва . В течение длительного периода (около 5 лет) Хэд и Риверс наблюдали, как восстанавливается чувствительность на руке после этой операции. Па основе этих наблюдений Хэд выделил два вида чувствительности, которые он назвал эпикритической и протопатической. Оба вида чувствительности восстанавливались последовательно и позволили предположить, что протопатическая и эпикритическая чувствительность представляют собой две стадии филогенетического развития общей чувствительности человека. Протопатическая (от греч. protos - первый и pathos - болезнь) чувствительность сформировалась на более ранней стадии, следовательно, она более древняя. Протоиатические ощущения по своему характеру неясные, неопределенные, неоформленные; они не несут информации о локализации воздействия и сопровождаются аффективно окрашенными (чаще всего неприятными) переживаниями, вызывающими стремление как можно быстрее отдернуть руку, чтобы прервать контакт со стимулом, вызвавшим это ощущение. Протопатические ощущение не говорят о том, что за объект контактирует с телом, - только лишь приятен или неприятен этот контакт. Протопатические ощущения включают в себя болевые, причем Хэд отмечал, что на этапе восстановления протопатической чувствительности сила боли была неадекватна внешнему воздействию: легкий укол иглой вызывал ощущение нестерпимой, мучительной боли, и Хэд не мог установить, откуда приходит это ощущение и куда затем распространяется.

Эпикритическая (от греч. epikritikos - решающий, определяющий) чувствительность формируется на второй стадии эволюционного развития чувствительности человека. В эксперименте Хэда она восстанавливалась после протопатической (через 1,5 года после операции). Эникритические ощущения характеризуются «тонкой» чувствительностью: они позволяют локализовать воздействие, различать разные по интенсивности раздражения и колебания температуры (в пределах до 3°).

Представленные выше классификации представляют собой довольно- таки условное распределение всех известных видов ощущений преимущественно для удобства исследователя. Полную картину видов ощущений можно получить лишь путем комбинирования этих классификаций.

  • Филимонов В. И. Руководство по общей и клинической физиологии. М.: Медицинскоеинформационное общество, 2002.
  • Бернштейн H. А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Бернштейн Н. А.Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, по и общими для всех видов ощущении. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Следует иметь в виду, что весьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию. И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е., мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений - степень (пороги) чувствительности.

Следует помнить, что один и тот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого - выше порога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений, тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот.

Таким образом, ощущение - простейший психический процесс отражения отдельного качества (свойства) предмета при непосредственном воздействии раздражителей на воспринимающую часть анализатора.

Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация.

Качество — это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д. Качество каждого ощущения определяется свойством того объекта, который его вызывает. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств. Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в ощущениях, входят как составная часть в предметную характеристику восприятий.

Интенсивность ощущений — это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.

Для каждого ощущения характерна также продолжительность , что представляет собой его временную характеристику. Продолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

Ощущениям характерна локализация . Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения — с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

Общие закономерности ощущений

Пороги чувствительности

Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора.

Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .

В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога.

Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878).

На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 — 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

Адаптация

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, непостоянна и изменяется под воздействием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов.

В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется ему холодной. Но потом ощущение холода пропадает. Подобное можно наблюдать во всех видах чувствительности, кроме болевого.

Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость свойственна нюхательным ощущениям, тактильным (мы не замечаем давления одежды на тело), меньше она в слуховых и ощущениях холода. Общеизвестно явление адаптации в нюхательных ощущениях: человек быстро привыкает к пахучему раздражителю и вовсе перестает ощущать его. Адаптация к различным ароматным веществам наступает с разной скоростью.

Незначительная адаптация свойственна болевым ощущениям. Боль сигнализирует о разрушении организма, так что адаптация к боли может привести к гибели организма.

В зрительном анализаторе различают адаптацию к свету и темноте. Попадая в темную комнату, человек вначале ничего не видит, через три-четыре минуты начинает хорошо различать свет, который проникает туда. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. Если адаптация к темноте связана с повышенной чувствительностью, то световая адаптация — со снижением световой чувствительности.

Явление адаптации нельзя объяснить только изменениями, которые происходят в функционировании рецептора во время длительного действия на него раздражителя (например, обновление и разложение зрительного вещества в палочках и колбочках сетчатки глаза и т.д.). Здесь имеют значение также изменения в соотношении процессов возбуждения и торможения в центральных частях анализаторов: после возбуждения их наступает торможение и наоборот. Речь идет о явлении последовательной взаимной индукции.

Адаптация может возникать и условно-рефлекторным путем. Если, например, сочетать действие света после пребывания в темноте в течение получаса с ударами метронома, то после 5 таких сочетаний удары метронома вызывают у обследуемых снижение чувствительности глаз без какого-либо влияния светового раздражителя.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений — это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной мере законом одновременной индукции.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители одной анализаторной системы повышают чувствительность другой системы, сильные — снижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность. Слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Одновременно наблюдается резкое ухудшение различной чувствительности глаза вследствие действия сильного шума авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается под воздействием некоторых нюхательных раздражителей. Однако резко выраженную негативную эмоциональную окраску запаха вызывает снижение зрительной чувствительности. Известны случаи повышения зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражителей. Итак, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга.

Сенсибилизация

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией . Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

  • сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);
  • сенсибилизация, обусловлена специфическими требованиями деятельности.

Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптурой, у них хорошо развиты ощущение прикосновения, вибрационная чуткость. Украинский психолог, держа руку на горле собеседника может понять, кто и о чем говорит, а также, беря газету в руки, знает, читал ее или нет.

Явление сенсибилизации органов чувств наблюдается у людей, длительное время занимающиеся определенными видами профессиональной деятельности. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать, не только из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где выращено виноград.

Живопись предъявляет особые требования к восприятию формы, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствителен к оценке пропорций. Он различает изменения, которые равняются 1/60-1/150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме — в ней более 20 000 созданных человеком оттенков основных цветов.

Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

Контраст ощущений

Контраст ощущений — это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя.

В случае одновременного действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель, кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Достаточно детально изучены явления последовательного контраста или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течение 20 — 40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на малоосвещенную поверхность, то за несколько секунд можно заметить довольно четкое темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенное прекращение процесса раздражения в рецепторах и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах со временем возникает процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей проходит несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фаз последовательного образа.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляется и в таком явлении, как синестезия. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора.

Наблюдается в самых различных видах ощущений. Зачастую случается зрительно-слуховая синестезия, когда в результате действия звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха владели такие композиторы, как Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий находим в творчестве литовского художника М. К. Чюрлениса в его симфонии красок.

Инженер К. Л. Леонтьев, использовав явление синестезии, разработал аппарат, который трансформирует звуковые сигналы в цветные. На основе этого изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений под действием зрительных раздражителей, вкусовых — в ответ на слуховые раздражители и т.п.

Синестезией обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителей, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителей, а также одновременным действием нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг при пониженных порогах и повышенной чувствительности, стимулы, которые потеряли биологическую значимость, — при более высоких порогах.

Понятие об ощущениях. Виды и свойства ощущений

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человек получает с помощью органов чувств, в виде ощущений.

Ощущения – это познавательный процесс, отражение в сознании человека отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней среды.

Для возникновения ощущения необходимо воздействие раздражителя на органы чувств. В качестве раздражителя выступают материальные агенты различной природы (физические, химические). Возникновение ощущений обеспечивается работой анализаторов, которых у человека пять: зрительный, слуховой, тактильно-кинестетический (обеспечивает различение прикосновений и движения), обонятельный, вкусовой.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.

Анализаторы состоят из следующих частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых зон головного мозга.

В коре головного мозга каждому анализатору отведена отдельная область. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук и др.), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают.

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям.

По ведущей модальности (качественной характеристике) выделяют:

· зрительные ощущения – вызываются воздействием света, т.е.

Основные свойства и характеристики ощущений

электромагнитных волн, которые излучаются или отражаются различными физическими телами. Рецептором является сетчатка оболочки глаза. Световые волны различаются по длине, амплитуде колебаний и форме. Длина – это число колебаний световой волны в секунду.Чем число колебаний больше, тем длина волны меньше, и, наоборот, чем меньше число колебаний, тем больше длина волны. Длина световой волны обусловливает цветовой тон. Цвета имеют разное психологическое значение. Амплитуда колебаний световой волны определяет яркость цвета. Форма световой волны, получающаяся в результате смешения между собой световых волн различных длин, обусловливает насыщенность цвета.

· слуховые ощущения – вызываются звуковыми волнами, т.е. ритмичным колебанием воздуха. Существует специальная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду – герц – численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Чем больше частота колебаний воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. В среднем, человек слышит звуки в диапазоне частот от 16 Гц до 20 кГц. Звук ниже диапазона слышимости человека называют инфразвуком; от 20 кГц до 1 ГГц – ультразвуком, от 1 ГГц и выше – гиперзвуком. Громкость воспринимаемого звука зависит от его силы или интенсивности, т.е. амплитуды и частоты колебаний воздуха. Для оценки громкости воспринимаемого звука принята единица – децибел. Средние величины громкости различных звуков представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

Средние величины громкости различных звуков

· обонятельные ощущения являются отражением запахов.

Они возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.

· вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные разновидности вкусовых ощущений представляют собой разнообразное сочетание четырех основных. В возникновении определенных вкусовых ощущений большую роль играет обонятельный анализатор.

· осязательные ощущения или кожная чувствительность – это наиболее распространенный вид чувствительности. Знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, есть результат сложного комбинирования 4-х других: давления, боли, тепла и холода. Для каждого из них существует специфический ряд рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках поверхности кожи. Сила и качество ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному, в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то на первом участке кожи возникает ощущение тепла, а если горячая, то ощущение холода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: они реагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются на средние.

Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, рецепторы которых расположены на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дистантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные – раздражителями, действующие на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними.

К проприоцептивным ощущениям относятся ощущение равновесия, обеспечивающееся работой вестибулярного аппарата, и кинестетическое ощущение, несущее информацию о состоянии мышечной системы. Кинестетические ощущения (от греч. kinesis – «движение») поступают от мышц, связок и сухожилий; позволяют выполнять и координировать движения. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, называются висцеральными ощущениями и являются интероцептивными. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения.

Кроме того, у человека есть несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации. Вибрационные ощущения занимают промежуточное место между тактильной и слуховой чувствительностью.

Свойства ощущений. Ощущения обладают следующими свойствами.

1. Модальность – качественная характеристика ощущений – это свойство, позволяющее отличить один вид ощущения от другого.

2. Интенсивность – это количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – это временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

4. Чувствительность – это способность нервной системы реагировать на раздражители. Чувствительность характеризуется двумя порогами – нижним и верхним. Нижний порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение. Верхний – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает болевое ощущение. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги, и наоборот, низкой чувствительности – высокие. Порог возникновения ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога меняется с возрастом и зависит от состояния здоровья и психического состояния человека. Чувствительность может быть повышена или понижена с помощью фармакологических средств. Важную роль в изменении чувствительности играет тренированность анализатора. Так, у музыкантов развивается слуховая чувствительность («музыкальный слух»), у дегустаторов – обонятельная и вкусовая чувствительность.

5. Адаптация – это приспособление органа чувств к внешним условиям. Благодаря адаптации рецептор привыкает к ощущению. Например, при переходе от яркого света в темноту мы сначала не видим предметы, но постепенно начинаем различать их очертания (адаптация к темноте).

6. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Например, у некоторых людей звуки музыки способны вызывать ощущение цвета (так называемый «цветной слух») или сочетание красок порождает музыкальные ассоциации.

7. Компенсация – это свойство ощущений к увеличению какой-либо чувствительной системы при нарушении другой (например, при потере зрения обостряется слух).

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Ощущение, их свойства и виды.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7Следующая ⇒

Мир дан человеку в ощущениях. Ощущением традиционно называют процесс передачи информации о внешнем мире в мозг через сенсорную систему. Сенсорная система играет роль входного устройства, а мозг – перерабатывающего центра, здесь информация декодируется и соотносится с имеющейся. Таким образом, ощущение – это психическое отражение в коре головного мозга отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета. Ощущения – это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания . Они представляют собой превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.

Ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т. е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств, понятных каждому человеку.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.), их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы: 1) к первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения ; 2) ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения , связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах; 3) к третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях – проприорецептивные ощущения (от лат. «proprio» – «собственный»).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: 1) зрительные; 2) слуховые; 3) кожные; 4) обонятельные; 5) вкусовые; 6) кинестезические; 7) статические; 8) вибрационные; 9) органические; 10) болевые.

Различаются также контактные и дистантные ощущения. Таким образом, ощущения являются неотъемлемой частью жизни человека. С помощью ощущений человек познает окружающий мир и взаимодействует с ним.

Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия – раздражением . Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением .

Органы чувств, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий.

Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующих нервов. Они называются рецепторами . От рецептора возникший в нем нервный импульс по центростремительным нервным путям попадает в соответствующие участки мозга.

Рецепторы, проводящие нервные пути, и соответствующие участки в коре головного мозга называются анализаторами . Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки коры головного мозга, приводит к возникновению зрительного ощущения .

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс поступая по центробежным нервным путям, на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу.

Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп. Таким образом, процесс ощущений – это не одноактное пассивное отражение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятельность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность различных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов называется сенсорной сферой психики человека.

Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. Известны случаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств – глаза, и когда больной закрывал глаза (единственный канал, связывающий его с окружающим миром), он немедленно засыпал.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений характеризуют пределы человеческой чувствительности . Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи. Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: 1) качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений; 2) интенсивность – представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; 3) длительность – временная характеристика ощущения; 4) пространственная локализация – анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется порогом ощущений .

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности.

Наряду с этим, все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям . Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения . Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью . Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий звук (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв. мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность – чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог – едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Порог различения – это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

1. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.д.

2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность - определяется временем действия раздражителя и функциональным состоянием органа чувств. Причем, при воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторый отрезок времени, который называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Этот период различен для различных видов ощущений. Ощущения также и не исчезают сразу с прекращением действия раздражителя (так называемое последействие).

Например, болевые, звуковые, температурные, зрительные ощущения (в темноте зажечь лампу и сразу выключить). Благодаря такому последействию мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров.

3. Адаптация. Чувствительность анализаторов, определяемая ве-личиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, сре-ди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствитель-ности органов чувств под влиянием действия раздражителя.

Можно различать три разновидности этого явления .

1. Адаптация как полное исчезновение ощущенияв процессе про-должительного действия раздражителя. В случае дейст-вия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту и, наконец, ощу-щение может угаснуть совсем.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произволь-ные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерыв-ность зрительного ощущения.

2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к опи-санному, которое выражается в притуплении ощущения под влияни-ем действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном свето-вом раздражении называют световой адаптацией.


Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительно-сти под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адап-тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опре-делить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда уве-личивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие - медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при приложении какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой залп импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время адаптации к темноте достигает нескольких десят-ков минут), обонятельный и вкусовой.

4. Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одного органа чувств под влиянием раздражения другого органа. Также проявляется в понижении или повышении чувствительности (слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией .

Хорошо развита у слепых, глухих, появляется с возрастом, при беременности повышается вкусовая чувствительность, при некоторых профессиях. Тренируется с помощью упражнений (заниматься музыкой и развить звуковысотный слух).

Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздра-жителей, но и путем упражнения. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики.

Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности.

Все свойства восприятия приобретаются нами при жизни (прозревшие в зрелом возрасте люди так и не могут пользоваться всеми возможностями зрения).

Память

1. Понятие и виды памяти.

2. Процессы памяти.

1. Понятие и виды памяти.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью . Память - обязательное условие любой деятельности. Никакое актуальное действие немыслимо без памяти, т.к. протекание даже самого элементарного психического акта предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими.

Виды памяти. Выделяют память генетическую (это информация, которая передается по наследству) и прижизненную . Если говорить о прижизненной памяти, то существуют следующие классификации.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют следующие виды памяти:

1. Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Обнаруживается раньше других видов памяти (т.к. первым условным рефлексом новорожденного является память на положение тела при кормлении). У некоторых людей этот вид памяти является ведущим. Признаками этого будет физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»).

2. Эмоциональная память - память на чувства. Проявляется в сохранении и последующем воспроизведении определенного эмоционального состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

3. Образная память - память на картины жизни и природы, а также на звуки, запахи, вкусы. Информация накапливается в виде образов. Образы бывают единичные (образ единичного объекта) и общие (воссоздаются объекты с некоторой степенью обобщения, например, лес, город). Виды образной памяти: зрительная , слуховая , осязательная , обонятельная , вкусовая .

Кроме этого, выделяют особый вид образной памяти - эйдетическую память - это способность воссоздать образ ранее воспринятого предмета или ситуации во всех деталях, с яркостью равной восприятию.

4. Словесно-логическая память (символическая) - память на слова, символа, мысли.

По продолжительности закрепленного и сохраненного материала выделяют:

1. Мгновенная память - чувственный образ раздражителя в течении нескольких долей секунды. Данная информация не поддается управлению, ее нельзя задержать, воспроизвести. Но ее значение велико: она обеспечивает слитность образа, например, при просмотре кино.

2. Кратковременная память - характеризуется кратким сохранением материала (несколько секунд) после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). Например, память машинистки. При повторении может удерживать на более длительный срок.

3. Долговременная память - длительное сохранение материала. Время хранения и объем сохраняемой информации неограничен. Основной механизм ввода данных - повторение (осмысленное) на уровне кратковременной памяти. Здесь хранится смысл, но может теряться поверхностная форма материала. Важно отметить, что каждый момент времени человек не осознает всего, что хранится у него в долговременной памяти.

4. Оперативная память - обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Время хранения - до нескольких часов. Если через несколько часов материал не повторить, то он забудется.

2. Процессы памяти.

В памя-ти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в про-цессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятель-ности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забы-ванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо-мент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

1. Запоминание - это обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Это удержание происходит благодаря закреплению нового материала с уже приобретенным ранее. Запоминание называют мнемическим процессом.

Выделяют два вида запоминания: непроизвольное и произвольное. При непроизвольном запоминании человек не ставит задачу запомнить и запоминание осуществляется без волевых усилий. Но при этом виде запоминания, в памяти удерживается не все, а лишь то, что интересно, важно и т.д. (как и при непроизвольном внимании). Произвольное запоминание является специальным действием, конечной задачей которого стоит запомнить на максимальный срок с целью последующего воспроизведения.

Для того, чтобы лучше запомнить тот или иной материал, существуют специальные способы произвольного запоминания :

Составление плана;

Выделение смысловых опорных пунктов;

Представление материала в форме наглядного зрительного образа;

Соотнесение с имеющимися знаниями;

Конкретизация (пример на правило);

Понимание материала;

Сравнение;

Воспроизведение;

Нахождение искусственного смысла;

Установка на запоминание;

Установка на время запоминания и т.д.

2. Забывание и сохранение - два обратных процесса. Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, в невозможности воспроизвести или даже узнать то, что было известно. Сохранение - это удержание того материала, который человек запомнил. Забывание может быть связано с влиянием предшествующей деятельности (проактивное торможение , «наперед действующее») или отрицательным влиянием последующей деятельности (ретроактивное торможение , «назад действующее»).

Это проявляется особенно, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью, если деятельность следует без перерыва. Поэтому важно чередовать предметы по сложности, соблюдать перерывы. В связи с этим, как правило, хуже запоминается середина материала, т.к. она подвергается влиянию и проактивного и ретроактивного торможения. Иногда встречается явление реминисценции (временное забывание), когда отсроченное воспроизведение оказывается более полным, чем непосредственное.

Процесс забывания особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, затем замедляется (поэтому рекомендуется повторять урок сразу придя домой). Забывание происходит быстрее, если материал непонятен, неинтересен, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Т.о., скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения.

Причиной забывания могут быть различные болезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание быстрее наступает при утомлении, при действии посторонних раздражителей. Нужно предупреждать процесс забывания в учебном процессе, но сам по себе этот процесс необходим. Если бы человек вообще не обладал способностью забывать, то память была бы заполнена массой ненужных деталей и фактов.

3. Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного содержания психики путем извлечения из долговременной и перевода в оперативную или кратковременную память.

В зависимости от различной степени трудности процесса актуализации усвоенного материала выделяют такие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание - воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком.

Наибольшая степень узнавания не вызывает у субъекта никаких сомнений в знании объекта, человек может безошибочно отнести объект к определенной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия объекта, который воспроизводится. В тех случаях, когда не удается вспомнить то, что необходимо и приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности, воспроизведение будет проходить в виде припоминания (человек припоминает, но с трудом).

Выделяют также непроизвольное и произвольное воспроизведение. О непроизвольном воспроизведении речь идет, когда человек не ставит задачу воспроизвести. Непроизвольное воспроизведение возникает под влиянием представлений, чувств, мыслей, вызванных каким-либо объектом или ситуацией, либо деятельностью, выполняемой в данный момент. О произвольном воспроизведении говорят, когда человек ставит задачу вспомнить. Существуют специальные способы произвольного воспроизведения : составление плана, использование наглядных средств и т.д.

Кроме этого выделяют непосредственное и отсроченное воспроизведение. Непосредственное воспроизведение происходит сразу после заучивания, без перерыва на выполнение других видов деятельности. Используется при заучивании стихов, правил и т.п. Отсроченное происходит через большой промежуток после запоминания. Причем, между запоминанием и воспроизведением происходят другие процессы.

Все процессы памяти взаимосвязаны, т.к. мы запоминаем для того, чтобы воспроизвести; воспроизводим при заучивании; забываем, если не воспроизводим и т.д.

Индивидуальные различия в памяти. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом хранимой информации, скоростью запоминания и воспроизведения, прочностью сохранения и точностью воспроизведения. У одних людей более сильная память, у других более слабая. Есть люди с феноменальной памятью.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут услышать, другие то, что могут увидеть, третьи - то, что может быть практически выполнено. В соответствии с этим выделяют двигательный, слуховой и зрительный типы памяти. Чаще же всего встречаются смешанные типы памяти - слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой и т.д. Тип памяти может зависеть как от типа нервной системы, так и от воспитания. Тип памяти может упражняться в зависимости от характера профессии.

Мышление

1. Общая характеристика мышления.

2. Процессы мышления.

3. Мышление и решение задач.

4. Виды мышления.

1. Общая характеристика мышления.

Познание мира человеком начинается с ощущений и восприятия. Но знаний, получаемых только через анализаторы, недостаточно для глубокого и всестороннего познания мира. Мышление - наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный человеку. В ходе мышления осуществляется более глубокое познание внешнего мира.

Благодаря мышлению человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятии (т.е. непосредственно не наблюдаемы). В данном случае говорят о теоретическом познании мира. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием (строится на ощущениях и восприятии).

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.

Мышление взрослого нормального человека неразрывно связано с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческим мышлением и элементарным, простейшим мышлением животных. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она (мысль) только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Чем основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко она выражается в словах. И, наоборот, чем больше оттачивается словесная формулировка, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.

Кроме этого, человек в своей мыслительной деятельности, использует все знания, приобретенные в ходе человеческой истории. Такая передача информации от поколения к поколению также возможна только при помощи языка. Т.о., развернутая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Мышление неразрывно связано с речью, но мышление и речь не тождественны. Например, одну и туже мысль можно выразить разными словами, или мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Логика и психология мышления . Человеческое мышление изучается двумя взаимодополняющими частными науками - логикой и психологией. Логика изучает уже сложившиеся, выработанные человечеством способы мышления, логические формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение «Земля вращается вокруг Солнца» устанавливает связь между двумя небесными телами. Суждения бывают общими (утверждается что-либо относительно всех предметов данной группы: все рыбы дышат жабрами), частными (утверждение относится лишь к некоторым предметам: некоторые студенты - отличники), единичными (утверждение относится к одному предмету действительности: этот студент не выучил урок). Суждения образуются двумя способами: а) непосредственно, т.е. когда в них выражено то, что воспринимается, б) опосредствованно, т.е. путем умозаключений.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Например, все металлы - электропроводны; олово - металл; значит, олово - электропроводно.

Человек избавлен от необходимости получать информацию из непосредственной личной практики, т.к. может усваивать переданный опыт поколений, а многие суждения получает теоретическим логическим путем. Но умозаключения человек может делать не на всех ступенях своего развития, а лишь предварительно научившись этому.

Т.о., логика исследует уже возникшие мысли и устанавливает отношения между ними, учит, как правильно мыслить. Но эти закономерности хотя и необходимы, но недостаточны для полного объяснения человеческого мышления. Логика не объясняет, как конкретно протекает процесс возникновения и развития данной мысли. В отличие от логики, психология изучает мышление как процесс, т.е. как возникает и развивается мысль, изучает внутренние, скрытые причины, приводящие к образованию результатов.

2. Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то. Сравнение бывает односторонним и многосторонним, глубоким и поверхностным, неопосредствованным и опосредствованным.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение. Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Например, зеленый цвет - полезен для глаз, но мы не называем, какой предмет зеленого цвета. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

3. Мышление и решение задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба). Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

В тех случаях, когда можно обойтись старыми способами действия, проблемная ситуация не возникает и мышление не требуется.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом). Усвоить какое-то понятие - это совершить умственное действие.

Гальперин выделяет четыре этапа формирования умственных действий:

1) Действие в материальном плане.

2) Действие в плане громкой речи.

3) Действие в плане проговаривания про себя (это первая форма собственно умственного действия).

4) Действие в умственном плане (человек пишет, решает и не задумывается о том, «как» он это делает).

4. Виды мышления .

Выделяют следующие виды мышления .

Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

Словесно-логическое (теоретическое, рассудочное, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость).

Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений. С понятием творческого и воспроизводящего мышления связан ряд других понятий.

Творческое - Нетворческое

Продуктивное - Репродуктивное

Новое - Старое

Новаторское - Догматическое

Неконформное - Конформное

Нестандартное - Стандартное

Неалгаритмическое - Алгаритмическое

Нестереотипное - Стереотипное

Оригинальное - Неоригинальное

Остроумное - Неостроумное

Дивергентное - Конвергентное

Боковое - Прямое

Дивергентное - мышление, при котором человек в состоянии на один вопрос дать несколько правильных ответов. Конвергентное - мышление, при котором человек считает, что на данный вопрос существует только один правильный ответ. Стандартное и нестандартное мышление связано с характером методов, которые человек использует при решении задач. Прямое мышление: человек решает задачу, но если не решил, то откладывает. Боковое : человек постоянно держит задачу в сфере сознания и пытается решить периодически вспоминая, занимаясь при этом другими видами деятельности.

По степени развернутости мышление бывает: дискурсивным (поэтапно развернутый процесс) и интуитивным (быстрота протекания, минимальная осознанность).

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое .

В зависимости от характера предметной области выделяют мышление естественно-научное и гуманитарное .

В зависимости от характера обобщения в процессе мышления выделяют эмпирическое и теоретическое мышление. Эмпирическое опирается на чувственный, практический опыт. Теоретическое опирается на логические, абстрактные категории.

По степени вовлечения личности в процесс мышления различают такие виды мышления: аутистическое (проявляется в том, что человек пытается выдавать желаемое за реальное), эгоцентрическое (проявляется в том, что личность любую задачу соизмеряет со своей самооценкой, пропустить через свое самосознание и выразить свою позицию), реалистическое (мышление с учетом реальных фактов).

Индивидуальные особенности мышления. Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам (для всех этих свойств существуют и противоположные).

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).