Развитие ребенка в 1 месяц после рождения. Новорожденный ребенок: развитие в первый месяц жизни, поведение младенца и уход с рождения

  • 12.12.2023


    Некоторые рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

    Именно по рефлексам неонатологи определяют уровень развития нервной системы новорожденного.

    Развитие ребенка в 1 месяц

    Кажется, сейчас ребенок умеет только спать, есть и плакать. Но это не так! Он развивается с потрясающей скоростью. Пока он лежит, согнув ножки и ручки, но уже в течение первого месяца они выпрямятся.

    Совет! Чаще выкладывайте ребенка на животик. В таком положении он будет пытаться удерживать головку и одновременно тренировать мышцы груди и спины.

    Движения ребенка становятся более скоординированными, а зрение - более острым. Сразу после рождения он видит все словно сквозь туман. Постепенно учится фокусировать взгляд. С интересом изучает мамино лицо, когда она наклоняется или берет его на ручки, следит глазами за предметами, которые находятся не дальше 20-35 см.
    Новорожденный спит почти круглые сутки. Редкие часы его бодрствования - самые ценные. Используйте их, чтобы пообщаться ребенком. Он интересный собеседник. У него есть замечательное качество - умение слушать. Ребенок чувствует ваше настроение, улавливает эмоциональную окраску голоса, изучает движения маминых губ, смотрит в глаза и однажды на теплые слова ответит очаровательной улыбкой!

    Что умеет ребенок в 1 месяц:

    Ассоциировать знакомый мамин запах с ее голосом;

    Прислушиваться к интонациям окружающих людей;

    Несколько секунд вертикально удерживать головку;

    Во время кормления останавливать взгляд на лице мамы;

    Различать сладкий, горький и кислый вкус;

    Хватать маму за пальчик и довольно долго удерживать его в своем кулачке;

    К концу первого месяца умеет фокусировать взгляд на лице взрослого;

    Улыбаться.

    Массаж для детей на 1 месяце жизни

    Психическое развитие новорожденных детей тесно связано с физическим. Даже если ребенок просто лежит и активно двигает ручками, это стимулирует его нервную систему. Утром и перед купанием обязательно делайте ребенку легкий массаж. Просто поглаживайте ручки, ножки, спинку и животик. На ступнях ребенка рисуйте восьмерку: от пальцев к пятке. Это простое упражнение для новорожденных положительно влияет на все системы организма, ведь на стопе находятся все функциональные точки.

    Упражнения для детей в 1 месяц

    1. Поза эмбриона

    Согнутые ножки ребенка подтяните к животу, ручки сложите на груди. Правой рукой наклоните головку маленького немного вперед. В таком положении покачивайте ребенка в разных направлениях. Это упражнение отлично успокаивает и расслабляет.

    2. Ручки в стороны

    Положите ребенка на спину. Вложите свои большие пальцы в его кулачки. Он будет держаться за них. Слегка разведите руки крохи в стороны и осторожно встряхните их. Такая зарядка поможет укрепить мышцы рук.

    3. Сидим по-турецки

    Возьмите ребенка на руки, спиной прижмите к своей груди. Согните его ножки так, чтобы он сидел по-турецки. Одной рукой поддерживайте его стопы, а другой возьмите подмышки. Упражнение поможет справиться с коликами.

    Купание новорожденного

    Как обрабатывать пупочную ранку

: вес и рост

Новорожденный в 1 месяц жизни набирает около 600 г, т. е. каждый новый день приносит крохе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все здоровые дети обязательно «убывают» в весе, у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5–8?% от первоначальной массы). Причинами этого являются выделение довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества молока в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Интересно, что дети, родившиеся в срок (т. е. при доношенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интенсивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстников. А вот недоношенные дети массу набирают медленнее. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на 3 см.

Новорожденный в 1 месяц : сколько гулять

Продолжительность пребывания на свежем воздухе с новорожденным 1 месяца жизни определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практически со следующего дня после выписки из родильного дома. Начинают прогулки с 20–30 минут, их продолжительность постепенно увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5–2 часов, т. е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде считается пребывание с новорожденным 1 месяца жизни на свежем воздухе не менее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2–3 дня, а затем его тоже «выводят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже –10°С), отсутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30–40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий.


Новорожденный 1 месяц: сон ребенка

Сон новорожденного 1 месяца жизни занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возраста просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непродолжительное, ограничено 15–20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при наличии «весомой» причины – мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудивший кроху.

рефлексы

Новорожденному 1 месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые относятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вертикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребенка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу 1 месяца новорожденный , лежа на животе, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковременная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому времени младенец может начать улыбаться при ласковом обращении к нему.

стул и мочеиспускания

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая – от 1–2 в первые сутки до 8–15 на 5?е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20–25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в первые дни невелико.

Стул новорожденного 1 месяца жизни очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1–2 дня выделяется густой первородный кал зеленовато-коричневого цвета, называемый меконием. Затем отмечается довольно частый, до 6–8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7–10 дней жизни стул у грудничка желтый, кашицеобразный, имеет кислый запах. Частота дефекации составляет от 3 до 5–8 раз в сутки.

У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий – в среднем 3–4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме также могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1–2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или беспокойством крохи.

питание ребенка

Как уже было сказано, 1 месяц новорожденого в целом представляет собой время адаптации ребенка к внеутробному существованию. Это касается и питания. У крохи, находящегося на грудном вскармливании, обычно отсутствует четкий режим приема пищи. Малыш ест так часто, как ему хочется. Это и есть режим свободного вскармливания. За сутки ребенок первого месяца жизни прикладывается к груди в среднем 8–12 раз. Если младенец требует грудь чаще, не спешите паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не только получает капельки бесценного маминого молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармливании, в первые 2 недели жизни должен получать адаптированную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволительно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т. е. частота кормлений составляет 7 раз в сутки при 6-часовом ночном отдыхе. Обычно таким детям между кормлениями 1–2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адаптированной смеси для малыша первых 7–10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хn или 70хn, где n – день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее – второй. Полученное значение делят на количество кормлений, рассчитывая таким образом необходимый разовый объем смеси.

После 10–14 дней кроха съедает за сутки питание, равное по объему 1?/?5 от его массы.


прививки

Еще находясь в родильном доме, малыш успевает в норме получить 2 вакцины – против гепатита В (в 1-е сутки жизни) и туберкулеза (на 3–7-е сутки). В поликлинике новорожденному в 1 месяц повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны гепатитом В, или перенесли это заболевание незадолго до родов). Также в 1 месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны получить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хронической формой гепатита В.

Каких врачей нужно посетить

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляется на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действующего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматривают ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультировать врач-офтальмолог или кардиолог.

Необходимые обследования

Новорожденный в 1 месяц подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейросонография – НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего – органов брюшной полости, почек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования, в месячном возрасте каждому малышу необходимо сделать электрокардиограмму – ЭКГ (графическое отображение биопотенциалов работающего сердца).

Возможно, вам будут интересны статьи

Проходит день за днем – вот новорожденному уже месяц, меняется он буквально на глазах. Еще вчера личико его было отечным, а уже сегодня на вас смотрит ваша маленькая копия: в 1 месяц становится заметна схожесть с одним или обоими родителями, хотя это чаще всего не окончательный вариант, ведь изменения еще возможны по мере взросления малыша. Помимо этого формируются навыки, меняется его режим, увеличиваются вес и рост.

Одномесячный малыш потихоньку теряет отечность и пухлость новорожденного, его личико медленно меняется – уже сейчас там можно без труда найти черты родителей

Изменения в жизни младенца

К началу второго месяца жизни ребенка уходит в прошлое гипертонус мышц, который приносил ему немало дискомфорта. Именно по этой причине малыш сжимал крохотные кулачки и держал ручки прижатыми к туловищу. Движения верхними конечностями становятся более свободными, но при этом хаотичными из-за неумения крохи управлять ручками.

Пупочек у 1-месячного ребенка становится похож на настоящий, ведь к этому времени оставшаяся после отпадения пуповинного остатка ранка полностью заживает. Если же она не зажила и в полтора месяца, гноится, мокнет или кровоточит, необходимо как можно быстрее обратиться к педиатру – в противном случае возможно развитие серьезных заболеваний, которые придется длительно лечить.

Новорожденному исполнился месяц и малыш стремительно набирает вес, прибавка может составлять 800 – 1200 г. Продвижение заметно и в росте, в норме прирост равен трем сантиметрам. Рост, вес и окружность головы новорожденного являются нестрогими величинами, каждый малыш индивидуален.

В этом возрасте проводится осмотр у педиатра, во время которого оцениваются рост, вес, физическое и психическое состояние малыша. Взвешивание и измерение позволяют проследить динамику развития ребенка.

Физиологические показатели к концу первого месяца жизни

Для новорожденного в этом возрасте общая продолжительность дневного сна составляет 6-7 часов. Ночной отдых у ребенка на 2 месяце длится от 8 до 10 часов, иногда он спит настолько крепко, что вполне может пропустить часы кормления. Некоторые в этом возрасте спят до 20 часов в сутки, а самым активным достаточно часов на 6 меньше.



В этом возрасте практически все время приходится на сон, поэтому малыш иногда может пропустить кормление и почти всегда спит на прогулке

Стул у 1-месячного малыша – единица непостоянная, перистальтика кишечника у каждого индивидуальна. Если в норме количество испражнений достигает 5-6 раз, то встречаются индивидуумы, которые опорожняют кишечник не менее 10 раз в сутки, тогда как у некоторых стул бывает лишь 1 раз в течение 2 суток. Последнее характерно для малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Внеплановое обращение к врачу обязательно в тех случаях, когда кроха испытывает дискомфорт, кал меняет цвет, консистенцию и запах, а живот становится твердым. Все остальное является вариантом нормы.

Что может делать младенец на втором месяце жизни?

На первый взгляд новорожденный только и умеет, что много спать и часто кушать. На самом же деле 1-месячный малыш может уже довольно много по сравнению с тем временем, когда он только что родился. Навыки малыша:

  • Удержание головки из положения «лежа на животе» в течение 5 секунд. Совсем скоро в движениях крохи появится уверенность, но сейчас маме при взятии его на руки следует аккуратно придерживать головку.
  • Активные движения ножками и ручками, приподнимание попы и попытки выгнуть спинку. Несмотря на хаотичность, они являются прекрасной физической нагрузкой для мышц 1-месячного крохи.
  • «Гуканье» в ответ на спокойную и тихую речь взрослого. Второй месяц жизни новорожденного знаменуется первым «Агу» и началом нежного «воркования».
  • Фиксирование взгляда на каком-либо предмете (чаще всего мамином лице) сначала буквально на 5 секунд, а затем все дольше.
  • Первая робкая, но осознанная улыбка, которая так радует окружающих малыша.
  • Формирование способности различать голоса, линии, клетки и четыре основных цвета (красный, черный, белый и желтый).

Основным умением новорожденного является узнавание мамы, главного человека для крохи в этом возрасте. Для младенца важны не ее внешний вид, а прикосновение, запах и голос. На первом плане пока тактильные ощущения, поэтому новоиспеченной мамочке нежелательно использовать духи и задевать грудничка холодными или потными ладонями.



– Я уже многое могу!

Сводная таблица основных навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Мышечный тонус снижается, ручки и ножки начинают двигаться более свободно. Из положения лежа на животе кроха может поворачивать голову и удерживать ее по центру около 5 секунд. Кулачки сжаты, большой пальчик - внутри. Все безусловные рефлексы хорошо выражены.
Зрение Малыш удерживает лицо или игрушку в поле зрения. Следит за движущимися объектами (на расстоянии до 50 см. от глаз), но головку при этом не поворачивает.
Слух Прислушивается к погремушкам и речи взрослого, при этом движения немного затормаживаются.
Обоняние Узнает мамин запах и отличает его от других.
Речь Кричит звонко - вдох короткий, а выдох удлиненный. При обращенной речи (на расстоянии около 30 см. от лица) малыш отвечает звуками (э, гы, кх) - это "гуканье".
Эмоции Двигает ручками-ножками в ответ на громкую речь. Легкой улыбкой отвечает на ласковые обращения, успокаивается от тихого голоса. Так формируется "комплекс оживления" - реакция на близких людей.
Интеллект Рассматривает предметы с интересом. Развиваются ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация (т.е. взаимодействия глаз и ручек). Если предмет (человек) исчезает из поля зрения, то он автоматически перестает существовать для малыша.

Воспитательные моменты для правильного развития

Многих мам волнует вопрос, каким должен быть уход за ребенком на 2 месяце жизни, ведь дальнейшее развитие во многом зависит от того, насколько правильный присмотр ему обеспечен (рекомендуем прочитать: ). Самым важным этапом становления ребенка, как личности, является постоянный контакт с ним . Маме нужно просто быть рядом, чтобы иметь возможность незамедлительно реагировать по первому зову новорожденного, брать его на руки, разговаривать с ним и играть, пусть даже ему исполнился всего лишь месяц.

Не нужно слушать окружающих, которые с уверенностью утверждают, что подобное поведение мамы способствует формированию у ребенка эгоизма. Уже давно доказано, что дети чаще всего используют крик как средство привлечения внимания мамы.

Важная роль в воспитании малыша отводится прогулкам на свежем воздухе. В летнее время допускается проводить на улице практически целый день, за исключением самого жаркого времени суток, но при этом следует избегать солнцепека. Зимой ребенка следует выносить на улицу не более чем на 2 часа. Ветреная погода или слишком низкая температура воздуха – не лучшие условия для прогулки новорожденного, так к экстремальным условиям его организм еще не приспособлен.

С первых дней жизни вы можете обеспечить ребенку:

  • Любовь и защиту. Крохе нужны не дорогие игрушки и одежда известных брендов, а присутствие мамы, ее внимание и забота. За мамой кроха как за каменной стеной.
  • Комфорт. Научитесь находить причину неудовольствия и вовремя ее устранять (мокрые пеленки, неудобные складки одежды, некомфортное положение, голод или скопление газиков), тогда вы сможете избежать лишних слез и нервов.
  • Физическое развитие. Выкладывая кроху на животик несколько раз в день, вы способствуете формированию костно-мышечной системы – карапуз быстрее научится держать головку. Не забывайте об игровых моментах и «тренировках» во время купания.
  • Психоэмоциональное развитие. Почаще берите кроху на руки, наклоняйтесь над кроваткой, улыбайтесь и всячески привлекайте его внимание. Ведите ласковый разговор во время кормления, пеленания, купания. Давайте погремушки, колокольчики для развития моторики.

Гигиена – это важно!

  • Крохе необходимо с самого начала прививать навыки гигиены. С этой целью применяется купание в воде комфортной температуры и надлежащего качества. Детские средства для мытья желательно использовать 1 раз в неделю.
  • Не стоит оставлять малыша надолго в испачканном подгузнике, особенно после испражнения. Ребенка следует незамедлительно вымыть или тщательно обтереть подходящими для нежной кожи влажными салфетками. Находящийся на естественном вскармливании малыш какает примерно три раза за 1 сутки, тогда как у искусственников стул может быть 1 раз за 24 часа.
  • Маме необходимо своевременно подстригать ноготки крохе, ведь, несмотря на кажущуюся мягкость, растут они очень быстро и ребенок может поцарапать свое личико.
  • Во время сна положение малыша следует периодически менять – делать это следует с целью профилактики деформации костей черепа.
  • Многих мам волнуют мягкие корочки на головке. На самом же деле они не приносят какого-либо вреда новорожденному, достигшему возраста в месяц. Способы избавления от них подскажет детский врач.

До года необходимо регулярно показывать своего ребенка педиатру. В конце первого месяца малыш дополнительно должен быть осмотрен невропатологом, ортопедом и окулистом. Врачи оценивают физическое и психическое состояние крохи к началу 2 месяца – делается это не только для того, чтобы узнать вес и рост – осмотры необходимы для раннего выявления возможных патологий. Практически на все вопросы, связанные с уходом, питанием, изменениями роста и веса ребенка, дает четкие и доходчивые ответы известный врач-педиатр Комаровский.



Подстригание ногтей грудного ребенка – обязательная процедура, поскольку малыш может поцарапаться об их острые края

Развивающие занятия

С целью формирования внимания и тактильных навыков малыша успешно применяются:

  • мобиль или детская каруселька, где движение крупных фигурок сопровождается приятной и мелодичной музыкой;
  • воздушные шарики;
  • картинки в виде шахматной доски или со спиральными узорами, выполненные в черно-белом цвете;
  • яркие игрушки и контрастные фигурки тех цветов, которые способен различить малыш;
  • дуга для игры в кроватке или .

Отличным способом для закаливания и гармоничного развития ребенка является плавание. Можно заниматься как в детском бассейне вместе с тренером, так и в собственной ванне. Маме необходимо приобрести , и отпустить малыша в наполненную водой комфортной температуры емкость. Поначалу ему потребуется помощь мамы, но как только произойдет привыкание, маме останется лишь следить за ребенком.

Развитие малыша идет семимильными шагами, с каждым днем активность крохи все возрастает. Прекрасным способом запечатлеть каждые навык и умение, то, как увеличиваются рост и вес крохи, является использование фотоаппарата. Спустя всего лишь один год при просматривании снимков можно с удивлением заметить, как много умел ребенок в 1 месяц!

Вашему ребенку один месяц! Это первая настоящая дата, которую вы можете даже отпраздновать! Ваш малыш всего лишь за один месяц достиг значительных успехов, и теперь уже он не новорожденный а настоящий грудничок. Грудной период продолжается с 1 месяца до года!

Сейчас во внешнем виде малыша происходят значительные изменения, особенно это заметно по фотографиям. Отечность и одутловатость личика проходят, оно приобретает конкретные черты. Теперь уже можно разгадывать, на кого же похож малыш, хотя эта похожесть еще несколько раз поменяется.

Пупочная ранка у большинства детей к этому возрасту заживает, если не было воспаления, и на животе красуется самый настоящий пупок.

Мышцы малыша начинают расслабляться, постепенно проходят судороги. Кулачки разжимаются, а ручки, до сих пор прижатые плотно к телу, пускаются в дело (проходит физиологический гипертонус). Малыш еще не умеет обращаться с ними, бесцельно машет и не может держать погремушку или схватить что-нибудь.

Удерживать головку малыш тоже еще не умеет. Лежа на животе, он может только приподнимать ее на 15–30 секунд. Из-за этого, во время ношения на руках, мама должна быть осторожной и придерживать малыша за затылок.

Как выглядит ребенок в 1 месяц








Эмоциональное развитие ребенка в 1 месяц

В течение второго месяца жизни у малыша на смену кризиса новорожденности приходит так называемый комплекс оживления. Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Что это такое?

В 2–3 недели малыш уже может фокусировать взгляд на предмете, а в 3–4 недели - сосредотачиваться, слыша мамин голос. В период от 1 до 2 месяцев у здорового ребенка проявляется главный феномен кризиса новорожденности - комплекс оживления.

Комплекс оживления - особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер.

В в конце первого месяца компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10–12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе.

Полезно знать

Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления - основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Комплекс оживления вызывает у ухаживающих за ребенком взрослых чувство глубокого удовольствия, ощущение взаимности, разделенности собственных эмоций со стороны этого маленького существа. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») - сложилась.

Комплекс оживления включает в себя следующие реакции:


  • Общее моторное возбуждение при приближении взрослого.

  • Использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения.

  • Обильные вокализации во время общения с матерью.

  • Реакция улыбки.

Полезно знать

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Лежа на спине, малыш разводит руки в стороны, поднимает их вперед. К концу этого месяца ребенок будет уже способен сжимать и разжимать пальцы. Свободно поворачивает голову из стороны в сторону, хотя большую часть времени держит голову вдоль средней линии тела. В положении на животе к концу этого месяца жизни ребенок поднимает и удерживает голову не менее 10 секунд, а затем голова падает. Проверить такой подъем головы можно с помощь погремушки. Необходимо погреметь ею перед лицом лежащего ребенка, разговаривать с ним, чтобы добиться фиксации взгляда на погремушке и подъема головы путем прослеживания за ней. Однако учтите, что голову малыш может поднять таким образом только до угла в 45 градусов относительно поверхности. Из‑за этого смотреть далеко вперед он еще не может. После двух месяцев жизни следует выкладывать ребенка на живот не только в краткие периоды перед едой и сном, но и в более длительные периоды бодрствования между ними. Когда ребенок утомляется и начинает капризничать, следует вернуть его в положение на спине.

Внимание!

Слишком раннее и выраженное удержание головы, а также запрокидывание головы назад в положении на животе может быть и признаком поражения нервной системы. В таком случае надо обратиться к детскому невропатологу, особенно если ребенок часто и сильно запрокидывает голову назад и в положении лежа на спине. У здорового ребенка умеренная склонность к такой позе может быть в том случае, если роды проходили с лицевым предлежанием.

В вертикальном положении, когда берешь ребенка на руки, он способен удерживать голову прямо, но недолго. Начиная с возраста полутора месяцев рекомендуется чаще держать малыша на руках. Если до 1,5 месяца вы держали ребенка на своих руках в его горизонтальном положении (лежа), то с 1,5 месяца необходимо держать его вертикально. Усадите его попкой на одну вашу руку и, поддерживая его под грудь другой вашей рукой, прижимайте его спинкой к себе. При этом ребенок, сначала с вашей поддержкой, а потом и сам, начинает держать корпус - сидит на руках у взрослого «столбиком». Голову ребенка, однако, первое время приходится придерживать дополнительно. Такая поза ребенка на руках взрослого не просто развивает у малыша умение удерживать голову вертикально, но открывает ему новые возможности для знакомства с миром.

Движения рук. Значительную часть времени он уже не сжимает пальцы в кулаки, держит ладошки раскрытыми и расслабленными. К концу этого месяца малыш начинает приближать руки ко рту и сосать палец.

Психическое развитие ребенка в 1 месяц

Зрение. Четче, чем на первом месяце жизни, фиксирует взгляд на лице человека, который нагнулся над ним и разговаривает. К полутора месяцам большинство детей смотрят не просто в лицо, но и в глаза взрослого, так появляется реакция «глаза в глаза». В это же время он начинает следить за движущимися людьми, попавшими в поле его зрения.

Тест‑упражнение‑игра
Если поместить яркую игрушку немного в сторону от линии центра взгляда ребенка, то он может сам найти ее взглядом. Для привлечения внимания игрушку можно слегка потрясти или покачать ею из стороны в сторону. Ребенок «рассматривает» неподвижную интересную игрушку на протяжении 20, затем и 30 секунд.

На втором месяце жизни ребенок фиксирует взгляд не только на движущемся предмете, как это было раньше, но и на неподвижном. Поэтому начиная с возраста 1–1,5 месяца необходимо подвешивать над кроваткой яркие предметы. В самом начале лучше подвешивать по одной игрушке. После того как ребенок научится хорошо фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество подвешенных предметов до двух-трех, для того чтобы он учился переводить взгляд с одного объекта на другой. При наличии времени можно поиграть с ребенком: потормошите сначала одну из подвешенных игрушек для привлечения его внимания, а затем подергайте другую.

Игрушка вывешивается по направлению взгляда лежащего на спине ребенка - обычно над уровнем его груди. О том, какое должно быть расстояние до игрушки, мнения различны. Одни ученые считают, что маленький ребенок не может рассматривать предметы, находящиеся дальше 20–30 см от его глаз, другие - что такое близкое расстояние способствует в дальнейшем развитию близорукости. Они советуют вешать игрушку не ближе чем на расстоянии 40–50 см. Поэтому подвешивайте меньшие предметы на меньшем расстоянии (40–50 см), а большие - на большем (70 см). Периодически подвешивайте над кроватью надутые резиновые шары, их колыхание от легких дуновений воздуха наверняка привлечет внимание ребенка и на достаточно большом расстоянии.

Нельзя игрушки держать все время перед ребенком. Рекомендуется вывешивать их на 30 минут с перерывом в 10–15 минут.

Иногда то, что имеется в продаже для подвешивания над кроваткой, - не самый лучший вариант. Гирлянды из большого количества объектов утомляют глаза. При возможности лучше снять с нити большую часть объектов. Если они не снимаются, то нужно выбрать гирлянду с одним, максимум двумя предметами яркого цвета (оранжевый, красный, зеленый) в центре и несколькими менее яркими (голубоватые, синие, фиолетовые, белые и др.) на периферии гирлянды. Сейчас стали модными карусели типа «мобиль» - подвески с движущимися игрушками в сопровождении музыки. Есть мнение они могут навредить ребенку из‑за чрезмерной нагрузки на зрение в возрасте до 2,5–3 месяцев, а после этого возраста они уже не будут способствовать развитию ребенка. Что касается музыки, то должен разочаровать ее любителей. В этом возрасте она для ребенка просто шум. Элементы ее восприятия появляются позднее - примерно с 4–5 месяца.

Слуховые реакции. Малыш пытается крутить головой и перемещать взгляд в сторону источника длительного, долго не прекращающегося звука, расположенного не только на уровне уха, но и дальше. Сначала ребенок поворачивает голову на звук сбоку, затем начинает реагировать на звук над головой и закидывает голову.

Тест‑упражнение‑игра

Возьмите колокольчик или достаточно громкую погремушку и слегка поработайте ею в течение 10 секунд. Старайтесь удерживать этот источник звука в 30–50 см от ребенка вне поля его зрения. Услышав громкий звук, ребенок на некоторое время «задумается», прислушиваясь, после чего начнет поворачивать голову вправо‑влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

К двум месяцам ребенок реагирует движениями головы не только на погремушку или колокольчик, но и на ваш голос, шум пылесоса, музыку и проч. Однако взгляд на отдаленном источнике звука пока еще не фиксирует, голову поворачивает, но своим взглядом звучащий отдаленный предмет не находит. Может перестать кричать или начать улыбаться от вашего успокаивающего или ласкового голоса, даже не видя вас. Улыбка также может появиться на лице малыша в ответ на улыбку и разговор взрослого. Однако положительные эмоции пока неразборчивы. Такая неразборчивость закончится с появлением способности запоминать. На резкие звуки ребенок может еще вздрагивать.

Внимание!

Если вздрагивание на втором месяце жизни сопровождается резким и выраженным разведением рук в стороны или вперед, при этом не наблюдается четкой тенденции к исчезновению такого разбрасывания рук, необходимо обратиться к неврологу.

Предречевое развитие ребенка в 1 месяц

В крике появляются разнообразные интонации, он становится более выразительным. В отличие от 1‑го месяца жизни, когда крик ребенка пассивно отражал только варианты физического дискомфорта, к концу 2‑го месяца жизни крик начинает становиться активным средством общения, способом контакта с матерью. Ребенок кричит по‑разному: терпеливо, обиженно, протестующе, уступчиво. Крик может быть также подзывающим, просящим, капризным, упрекающим, требующим, заставляющим.

Внимание!

Если крик к 2 месяцам остается однообразным, не содержащим вышеуказанных интонаций, необходимо обратиться к врачу‑неврологу.

В ответ на звуки взрослого «ту‑у‑у, ля‑я‑я, бу‑у‑у» ребенок с 6–7 недель в паузах между звуками взрослого издает короткие гласные звуки «э», «а», «у», затем - «а‑а‑а», «а‑бы‑ы», «е‑ее» и др. Может также произносить «кхе», «ах». Однако издает все эти звуки только в краткие периоды оживления и удовлетворения при хорошем самочувствии. К возрасту 2 месяцев большая часть детей агукает: к гласному «уу» добавляются согласные «г», «к» - и получается четкое «гуу; ку; агу». Бывают и гортанные звуки «гы», «хы».

Денверский тест в 1 месяц

Грубые движения - Лежа на животе, поднимает голову
Речь - Улыбается

Визит в поликлинику

В этом месяце вам с малышом предстоит первый визит в поликлинику. В каждой из них есть «день здорового ребенка» или «грудничковый день», когда приходят только здоровые дети, чтобы больные не заражали их. Его надо заранее узнать (обычно это вторник или среда), чтобы не прийти в день, когда поликлиника будет набита кашляющими и чихающими детьми всех возрастов.

Осмотр педиатра положено проходить каждый месяц. Кроме того, существует диспансеризация, то есть осмотр ребенка врачами-специалистами и взятие анализов. В это месяце вам предстоит пройти и то и другое.

Врачи:


  • Педиатр.

  • Невролог (невропатолог).

  • Детский хирург.

  • Ортопед (травматолог-ортопед). Обычно грудничка смотрит либо хирург, либо ортопед.

  • Офтальмолог (окулист), этот специалист иногда впервые осматривает малыша в 2 месяца.

Плановая вакцинация:


  • Вторая вакцинация против гепатита В (первая проводится в роддоме, а третья - в два месяца).

Анализы:


  • Общий (клинический) анализ крови - берется из пальчика (основные показатели: гемоглобин, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, СОЭ).

  • Общий анализ мочи (определяется цвет, прозрачность, рН, нет ли в ней белка, глюкозы, эритроцитов, бактерий).

  • Общий анализ кала (копрология - определяется консистенция, цвет, рН, нет ли в нем крови, лейкоцитов).

Следующая диспансеризация вам предстоит в три месяца, а в два - только осмотр педиатра.

Как кормить ребенка в 1 месяц?

Приоритетом по прежнему остается грудное вскармливание. Кормить малыша лучше всего только грудным молоком. Количество прикладываний не ограничено, в том числе и ночью. Это называется кормление по требованию. Для этого удобнее класть его спать вместе с собой, или придвигать кроватку без бортика к своей кровати. Так у вас будет больше шансов выспаться, а ночи станут спокойнее.

Полезно знать

«Kогда вы целуете своего малыша, вы меняете состав грудного молока. А вы знали, что неудержимое желание зацеловывать своего ребёнка преследует биологическую цель? Когда мама целует своего малыша, она получает с его личика образцы микрофлоры, которые затем попадут в её лимфатическую систему. Организм мамы для борьбы с патогенными микробами сформирует антитела, которые малыш получит затем с грудным молоком. Ну что?! Правда, удивительно?» (взято у Екатерина Житомирская Шехтман).

Если у вас возникли вопросы, связанные с грудным вскармливанием, если присутствует дискомфорт во время кормления, появились уплотнения в груди, если вам кажется, что вам мало молока, что малыш плохо набирает в весе не спешите вводить смесь. Проконсультируйтесь с педиатром и обязательно - со специалистом по грудному вскармливанию .

Полезно знать

Грудное вскармливание не лучше и не хуже смеси. Это норма! Смесь не норма. Поэтому вещи эти несравнимые. Нельзя утверждать, что дети на ГВ меньше болеют, лучше развиваются и добиваются в будущем больших успехов. Но искусственное вскармливание является фактором риска для многих заболеваний.

Малышей на искусственном вскармливании кормят также по требованию, но из бутылочки. Количество смеси на одно кормление 80–120 мл, количество кормлений - не меньше 6.

Как купать ребенка в 1 месяц?

Если вы ещё не освоили круг на шею для плавания - то сейчас самое время им воспользоваться. Грудничков необходимо купать каждый день, желательно перед сном. Принятие теплой ванны прекрасно расслабляет, снимает мышечное и психологическое напряжение, улучшает настроение и самочувствие. А если во время принятия такой ванны младенец будет не просто лежать на руке у мамы, а активно плавать, тогда помимо расслабления он еще и высвободит оставшуюся за день энергию. С этой целью ведущими специалистами в области педиатрии был разработан специальный круг на шею для купания новорожденных. Сейчас такие круги доступны любой семье, ведь они продаются всюду, а также имеют небольшую цену. Их производят из высокопрочного неаллергенного полимера в разных странах мира. Маленькие дети очень любят плавать на таком круге - таким способом они развивают свой природный врожденный плавательный рефлекс.

Даже если ваш малыш еще не держит головку, купание новорожденного с кругом (с какого возраста - не имеет значения) возможно. От ребенка при таком плавании не требуется усилий и напряжения мышц шеи, это не опасно, ведь в разработке кругов принимают участие специалисты, и продукция тестируется при выходе на рынок.Те мамы и папы, у которых есть проблемы со спиной, что не позволяет купать своего кроху, нагнувшись, оценят купание новорожденного с кругом. С какого возраста вы бы не начали, просто надуйте круг, наденьте его на ребенка и опустите малыша в воду. Ваше чадо будет плавать самостоятельно, без вашей помощи, переворачиваясь с животика на спинку и обратно. Особенно полезно проводить эту процедуру перед сном - если вода будет чуть прохладнее, чем обычно, ребенок будет активно двигаться и тратить энергию. После этого глубокий сон гарантирован. Если вода будет теплой, мышцы ребенка расслабятся.

Конструкция такого круга элементарна - это одна или две круглые воздушные камеры с клапанами для надувания. Обычно имеются две застежки и ручки, за которые родители могут держать приспособление. В некоторые модели производители добавляют элемент игры - погремушки или бубенчики, которые издают звуки при движении ребенка. При выборе круга обратите внимание на края внутренней его поверхности, чтобы они не травмировали нежную кожу шеи малыша. Обязательно должен быть выступ для подбородка. При соблюдении всех этих условий будет абсолютно безопасным купание новорожденного с кругом. С какого возраста начинать? Решать вам. Производители рекомендуют применять такие круги на шею можно с одной недели жизни. Однако по опыту мам, новорожденный малыш ещё слишком мал и попросту выскальзывает из круга. Поэтому возможно начинать такое плавание лучше с 1–1,5 мес.

Внимание!


  • Такой круг не используется в качестве спасательного средства.

  • Ни на минуту не оставляйте ребенка в ванной без присмотра, даже на круге - это может быть смертельно опасно для вашего малыша. Для большей безопасности первое время слегка поддерживайте малыша рукой под спинку или животик.

  • Не используйте такой круг для купания в больших водоемах, например, в речке, море или озере. Если вы все же рискнули купать малыша в водоеме, постоянно держите круг за одну из мягких ручек на нем.

Доктор Комаровский о купании новорожденных

Как играть с ребенком в 1 месяц?

Уже на первом месяце жизни младенца появляются отрезки активного бодрствования, сначала по 20–30 минут, к концу третьего месяца - до часа. Задача взрослого - создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок проявлял активность. Пусть звучит мелодичная музыка. Берите малыша на руки, подносите к окну, к зеркалу, носите из комнаты в комнату. Рассказывайте обо всем, что видите сами. Разнообразные ощущения, звуки, запахи - все это на пользу растущему человечку. Вот несколько игр, которые помогут вам установить теплые взаимоотношения с ребенком.

«Кукла из тарелки»
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Где мама? (с 1,5–2 месяцев)
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до лба, носа, губ, щек и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом. Наклоняйте голову вправо-влево, напевая какую-нибудь песенку. Эта игра научит ребенка долгое время следить за вашим лицом.

Носик к носику (с 1 месяца)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая - ягодицы. Приближайте свое лицо к лицу ребенка, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!». На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику малыша. Повторите игру несколько раз, меняя тон и громкость своего голоса, делая его то высоким, то низким. Можно первое и второе «да» произносить шепотом, а третье - обычным голосом. Ребенок будет ждать продолжения игры, улыбаться, смотреть вам в глаза.

Коза (с 1 месяца)
Это любимая забава детей с давних времен. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка:

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Я слышу маму (с 3–4-й недели)
Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление - отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух. Покажите ребенку высокие и низкие звуки. Положите малыша на пеленальный столик. Называйте его имя сначала высоким голосом, потом низким. Несколько раз меняйте тон и громкость своего голоса. Играя с вами, малыш научится прислушиваться к разнообразному звучанию вашего голоса.

Бубенчики (с 3–4-й недели)
Для игры понадобятся бубенцы. Расположите ребенка у себя на коленях. Звеня бубенцами, напевайте песенку:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка. Посмотрите, прислушивается ли он к их звучанию. Пусть малыш следит глазами за движением бубенцов. Игру повторите несколько раз. Можно использовать и другие предметы и игрушки.

Видеоблог - ребенку 1 месяц

1 месяц после родов

Кормление ребенка

Как мы перешли с бутылочки на грудь

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

Вот и прошёл месяц после рождения малыша. Этот месяц был полон беспокойства, бессонных ночей и величайшей ответственности. Но вместе с тем это время радостных перемен, потрясающего чувства материнства, знакомства с самым родным человечком на земле.

Первые дни дома – это период становления отношений между малышом и родителями, взаимного приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Это период поиска оптимальных и компромиссных вариантов решения проблем, которые возникают.

О своих проблемах малыш может сообщить только криком и повышенным беспокойством. А родители, безусловно, спешат выяснить причины и ищут, чем можно помочь и что нужно делать.

Ребёнок в 1 месяц плачет часто потому, что другого способа сообщить окружающим о своих неприятностях у него нет. Конечно, инстинктивное желание мамы немедленно взять на руки малыша целиком оправданно. Не стоит слушать, что таким образом можно дитя разбаловать: он должен быть уверенным, что его всегда утешат.

Это только на первый взгляд кажется, что все дети плачут всегда одинаково. Но очень скоро мама понимает, что ребёнок меняет интонацию в зависимости от причины. С помощью плача малыш может проявлять различные эмоции – обиду, жалобу, беспокойство, душевные страдания и др. Чтобы родителям можно было легче сориентироваться и помочь своему малышу, различают основные характеристики плача.

Виды и причины плача ребёнка

  1. Зазывной плач – ребёнок кричит несколько секунд, потом делает паузу в ожидании результата, потом кричит чуть дольше и снова умолкает. Такой цикл может повториться несколько раз, пока не перейдет в сплошной крик.
  2. Голодный плач начинается с зазывного плача. Если при этом мама взяла малыша на руки и не приложила к груди, начинается сердитый плач с характерными ищущими движениями головой. Если и после этого не покормить, плач переходит в сплошной крик во всю мочь.
  3. Плач при боли – монотонный беспрерывный плач, во время которого периодически возникают крики, скорее всего, показывает на усиление боли.
  4. Плач из-за желания уснуть. Особенности нервной системы таковы, что малыш легко переутомляется. При этом звучит достаточно монотонное хныканье, жалоба, которая сопровождается зеванием и частым морганием глазками.
  5. Плач при дискомфорте – малышу может быть холодно или жарко, может беспокоить опрелость или неудобное укутывание.

Любящие и внимательные родители очень быстро начинают разбираться в видах плача своего малыша и делают всё для того, чтобы ему стало легче.

Боли в животике

Если ребёнку 1 месяц, и он всё-таки плачет из-за боли, необходимо как можно раньше устранить её источник. Очень часто месячный ребёнок страдает от колик в кишечнике – спазмов, появляющихся при увеличении газообразования в кишечнике. Таким образом кишечник малыша приспосабливается к новым условиям питания. При болях в животике кроха активно двигает ножками, как будто перебирая ими. Малыш испытывает во время спазма сильную боль и своим криком просит о помощи. Есть несколько способов помочь ребёнку справиться с проблемой колик.

  • В первую очередь необходимо взять малыша на руки и прижать к себе, положив головку на своё плечо или положить животиком к себе на колени. Тепло расслабит мышцы кишечника и спазм ослабнет. С этой же целью можно приложить к животику младенца нагретую тёплую пелёнку. Иногда помогает массаж животика. Главное, чтобы малыш чувствовал, что мама рядом в такой неприятный момент и готова помочь.
  • Можно дать малышу настой специальной смеси трав, которые оказывают спазмолитическое действие, а также другие лекарства, но только по назначению врача.
  • Часто молодые родители пользуются газоотводной трубочкой, но ею злоупотреблять нельзя.
  • Мамы, кормящие грудью, должны очень тщательно контролировать своё питание. Употребление крепкого чая, кофе, капусты, бобовых, запретных овощей и фруктов может вызвать колики у малыша.

Ушная боль

У малыша может болеть не только животик. Часто это может быть ушная боль. Чаще так и происходит, если у ребёнка насморк. При неприятных ощущениях в ушках месячный малыш часто крутит головкой. Насморк часто приводит к воспалению среднего уха в таком возрасте.

Если родители заподозрили воспаление ушка у ребёнка, нужно обязательно обратиться к врачу, сначала к отоларингологу, затем – к педиатру. Возможно, врач назначит согревающий компресс на ушко или капли в нос.

Опрелости

Уход за малышом в один месяц – ежедневная работа мамы. Просыпаясь вместе с малышом, мама спешить поскорее его помыть, накормить, переодеть. А как она рада получить приветливую и радостную улыбку своего чада! Нужно посмотреть, как он подрос и окреп за ночь, а вместе с тем выяснить, нет ли ещё каких-либо изменений.

Переодевая малыша, обязательно следует внимательно осмотреть его кожу, ведь она отражает всё, что происходит в его организме. Особенное внимание нужно обратить на подмышечные впадины, область за ушками, складки на шее, в паховой области, ягодичные сладки, на ручках и ножках. В этих местах может обнаружиться опрелость, которая будет беспокоить малыша.

Опрелости – это покрасневшие участки нежной кожи ребёнка, которая воспаляется, становится болезненной. Поражённая кожа легко инфицируется, раздражается и беспокоит кроху. Опрелости необходимо ликвидировать как можно раньше. Их нужно промывать отварами ромашки, ноготков, зверобоя или другим раствором, имеющим слабое противомикробное действие. После этого следует промокательными движениями осушить кожу младенца. Можно воспользоваться детской присыпкой и стерильным детским маслом.

Следим за стулом

Беспокойство и плач ребёнка могут быть результатом нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Частота испражнений у малышей в возрасте 1 месяца может быть разной. Малыш на грудном вскармливании обычно ходит в туалет по-большому после каждого приёма пищи, детки на искусственном вскармливании – раз в день или даже через день. Всё это – варианты нормы.

Важно, чтобы каловые массы были мягкими, однородными, а ребёнок оставался спокойным и нормально набирал вес. Если у ребёнка подозрение на запор, можно попробовать погладить его животик по часовой стрелке, прижать ножки к животику, сделать легкую гимнастику и подождать. Если малыш безрезультатно тужится, ему можно помочь, вставив газоотводную трубочку. Маме, которая кормит грудью, необходимо более тщательно относится к своему рациону.

Не кутаем

Важно правильно одевать малыша в первый месяц жизни. Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни терморегуляция организма ещё не установилась окончательно. Если у ребёнка повышена температура тела, это может быть результатом простого перегрева.

Следует посмотреть, не слишком ли укутан малыш. Затем разверните его и осмотрите кожу: если она красная, а тем более влажная, то, конечно, малышу жарко. Если ребёнок пытается раскрыться, а его кожа красная и горячая на ощупь, необходимо раздеть его, оставив в более легкой одежде, пока кожа не приобретет нормальный цвет. Дайте малышу попить кипячённой остывшей водички.

Любовь и забота

Молодые родители должны знать, что иногда малыш плачет не от того, что голодный или что-то болит. Возможно, это простая просьба, чтобы его взяли на руки. Такое желание является естественной потребностью контакта с мамой. Если малышу месяц, его нельзя оставлять одного плакать, ожидая, пока он замолчит. Такая практика давно устарела.

Конечно, малыш умолкнет рано или поздно из-за усталости, но необходимость в маминых руках у него останется. Только к ней ещё добавится ощущение, что его бросили, что ему недостаточно любви и понимания. Такое равнодушие родителей может привести в будущем к тому, что малыш вырастет нелюдимым, замкнутым, с ним нелегко будет общаться. Именно поэтому дети, находящиеся в детских домах, редко плачут. Они знают, что на их плач не откликнутся, их не будут брать на руки так часто, как им хочется. Крохе в первую очередь необходимы любовь и забота, ведь с первых дней идёт формирование личности. Если малыша часто берут на руки, это вовсе не значит, что он вырастет избалованным и неженкой, как побаиваются некоторые родители.

Что умеет малыш в этом возрасте

Позади первый месяц малыша, развитие его прогрессирует. Ребёнок уже адаптировался к новым жизненным условиям, постепенно все функции маленького организма налаживают свою работу. Он значительно отличается от беспомощного новорождённого малыша, у него появляются новые навыки ребёнка в 1 месяц.

  1. Во-первых, ребёнок 1 месяца подрос примерно на 3 см и значительно прибавил в весе. В среднем это около 800 грамм. Если мама прикладывала его к груди по требованию, то возможна прибавка около килограмма.
  2. Развивается зрительная функция. Кроха не только умеет удерживать в поле зрения неподвижный предмет, но и следит за плавно движущейся игрушкой.
  3. Прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке или музыке.
  4. Ручки в основном сжаты в кулачок, выражен хватательный рефлекс.
  5. Лёжа на животике пытается поднимать головку и удерживать ее.
  6. Выдает отдельные звуки в ответ на обращение к нему.

Малыш быстро привыкает к новым условиям жизни и окружению, он начинает улыбаться маме. Это означает, что у малыша всё хорошо, и он ищет общение. У ребёнка возникает интерес к близким, желание привлечь их внимание улыбкой, гуканьем и оживлением.

Малыш начинает эмоционально реагировать на взрослых. Если родители берут малыша на руки, общаются с ребёнком, подносят к разным предметам, то этим они развивают его эмоциональную и информационную потребность. Ничего, что ребёнок ещё слишком маленький. Для него крайне необходимо, чтобы близкие проявляли свою любовь и заботу ласковыми словами, интонацией голоса, улыбкой, нежными прикосновениями, тогда он будет расти здоровым, счастливым и жизнерадостным.