Демографическая структура швеции меняется. Демографические перспективы швеции Рождаемость в швеции

  • 28.11.2023

О самых существенных различиях, если сравнивать население страны 50 лет назад и прогнозами на 50 лет вперед, говорит Лена Лундквист/ Lena Lundkvist, глава отдела ЦСБ, занимающегося прогнозированием:

50 лет назад население Швеции не достигало и 8 миллионов, а через 50 лет нас будет уже 11 миллионов. Изменится и структура общества - всё больше будет пожилых людей. Вырастет число родившихся вне Швеции, как оно и росло последние 50 лет. Эта часть населения, как мы думаем, еще немного увеличится, а потом остановится на уровне примерно в 18%, - говорит Лена Лундквист, делая общий обзор статистики.

Такой прогноз на 50 лет вперед шведское Центральное статистическое бюро делает каждый третий год. Подсчитывается количество женщин детородного возраста, сколько у них может в будущем родиться детей, анализируются иммиграция и эмиграция, смертность и как она изменялась в последние 50 лет, от каких факторов это могло зависеть, а следовательно, и что можно прогнозировать.

В ближайшие 5 лет население Швеции будет подрастать более, чем на 80 тысяч человек в год. Затем, в 2020-х годах, прирост затормозится, прежде всего из-за сокращения иммиграции и сокращения рождаемости. К 2060 году население Швеции, как ожидается, вырастет до 11,6 млн.

Изменение, которое - согласно прогнозам - произойдет в период между 2012 и 2060 годом, это то, что число мужчин превысит число женщин. Это изменение можно считать "историческим", считает Лена Лундквист:
- Обычно среди родившихся младенцев мальчиков бывает больше, чем девочек. Так всегда было и так, вероятно, и будет в будущем. Но во взрослом возрасте мужчины подвергаются большему риску смерти, чем женщины. Теперь мы думаем, что уровень "смертельного риска" мужчин приблизится к женскому, а это значит, что мужчины будут жить дольше. Не так долго, как живут женщины, но все-таки немного дольше. И поэтому в будущем мужчин станет больше, чем женщин, - говорит она.

Произойдут и другие изменения в демографической структуре:
число стариков вырастет, а количество работающих снизится. То есть, меньше будет людей для ухода за стариками. Но это не обязательно должно стать проблемой, полагает Лена Лундквист:
- Люди будут жить дольше, но в старости они будут более здоровыми, чем предыдущие поколения. Я лично считаю, что пенсионный возраст будет повышен.

По статистике, половина шведок, рожденных сегодня, будет доживать до 94-летнего возраста. И половина рождающихся сейчас мужчин будет доживать до 92-летнего возраста. Соответственно сильно вырастет и число столетних стариков.

Особенно интересно, по мнению Лены Лундквист, то, что вырастет рождаемость, поскольку в Швеции прослеживается явная тенденция роста числа детей в семье:
- Раньше думали, что женщины будут меньше рожать. Теперь мы видим, что хотя первого ребенка рожают позже, но в общем рожают примерно столько же детей, сколько женщины предыдущих поколений. То есть, возросший возраст первородящих женщин не ведет к снижению числа детей, которых они рожают, - поясняет Лена Лундквист в интервью нашей коллеге Ингрид Форсберг/Ingrid Forsberg, SR International.

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

· пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

· пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

· пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

· семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран - это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка .

По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года - на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах - стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет .

Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.

В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

В Швеции осуждаются термины "сексуальные меньшинства" и "нетрадиционная сексуальная ориентация" как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира).

Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия. Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье. Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет .

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира.

Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация - это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса иммигрантов - люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов - выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:

· либерального индивидуализма как высшей ценности;

· трудовой этики как базового элемента системы ценностей;

· доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;

· свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;

· распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;

· влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;

· определенное оправдание расизма;

· отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное - это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год - по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

В современной Швеции проживает 9,5 миллионов человек. Согласно недавно опубликованному прогнозу Центрального бюро статистики (Statitiska centralbyrån) уже к 2060 году население королевства составит 11, 6 миллионов жителей. В современной России, напротив, число жителей ежегодно уменьшается. За счёт кого шведы намерены «прирастить» своё население?

Существует два способа увеличить населения страны: стимулирование рождаемости и массовая иммиграция. Власти Швеции намерены использовать оба.

Увеличение рождаемости необходимо королевству как воздух. Если не предпринять никаких мер, уже в самое ближайшее время Швеции грозит превращение в «страну стариков». Шведское статистическое ведомство прогнозирует, что к 2060 году число пожилых людей вырастет на миллион человек по сравнению с 2009 годом. Категория «дети и молодёжь» пополнится за этот период лишь на полмиллиона - так же как доля экономически активного (то есть не находящегося на иждивении) населения. Уже в 2020 г. лица старше 65 лет должны составить 22% от населения Швеции.

Фактически, современная Швеция - страна со старым населением. Снижение рождаемости («старение снизу») сочетается здесь с увеличением продолжительности жизни («старение сверху»). Согласно статистическим данным, в 1910 году лица в возрасте 10 лет или младше составляли 24% населения; тогда как лишь 8% населения доживало до шестидесятилетнего возраста. Рост продолжительности жизни и уменьшение рождаемости привели к тому, что в 2010 году аналогичные показатели составили 12% и 18%.

Средняя продолжительность жизни в стране практически неизменно возрастает с 60-х гг. XIX века (тогда она составляла 50 лет). Сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин составляет уже 80 лет, у женщин - 84 года. К 2062 году этот показатель может возрасти на пять лет у женщин и на семь лет у мужчин (данные Центрального бюро статистики).

Почему в современной Швеции так много стариков, которые все чаще доживают до весьма почтенного возраста? Ответ на этот вопрос кроется в новейшей истории страны - это создание «шведской модели» социальной защиты во второй половине XX века. Созданное шведской социал-демократической партией (СДРПШ), долгие годы находившейся у власти, «государство благоденствия» базировалось на подходе, согласно которому поддержка оказывается всем без исключения гражданам; уровень компенсации зависит при этом от величины доходов получателя. Решающими шагами в создании шведской «всеобщей модели» социальной защиты стало введение в 1948 году народной пенсии и дополнение ее системой всеобщей пенсии за выслугу лет (АТП) в 1960 году. (Отправной точкой отчёта для создания «шведской модели» считается Сальтшёбаденское соглашение 1938 года между профсоюзами и работодателями, обеспечившее стабильность на рынке труда на многие годы вперед).

Несмотря на кардинальную трансформацию «шведской модели» социального развития (часто даже говорят о её крахе), в стране по-прежнему стараются придерживаться принципа равенства при осуществлении социального страхования своих граждан.

Одним из последствий повышения уровня жизни в Швеции стал «бэби-бум» 40-х гг. XX века, дети которого и превратились в сегодняшних многочисленных пенсионеров. Они бодры и проводят много времени в туристических поездках по всему миру. Нынешние шведские пенсионеры имеют в своём распоряжении все блага цивилизации и социального страхования - ведь они проживают наследие «золотых лет» Швеции. Их внуки, выйдя на пенсию, будут получать меньшие суммы, а для того чтобы попасть в комфортный дом престарелых сегодняшняя молодёжь занимает очередь уже в возрасте двадцати лет.

На протяжении XX века в Швеции наблюдалось несколько всплесков рождаемости, однако их неизменно сменяли спады. Во второй половине столетия рождаемость снижалась несколько раз: в 50-е, 70-е и 90-е гг. (В двухтысячные рождаемость снова увеличилась, но только до 2010 года).

Одновременно с этим растёт возраст, когда шведы первый раз становятся родителями. Если в 1970 году радость от рождения первого ребёнка мужчины испытывали в среднем в 27 лет, а женщины в 24 года, то в 2011 году этот показатель составил 31,5 и 28,9 лет соответственно.

Для того чтобы население страны могло самовоспроизводиться без помощи иммиграции требуется чтобы каждая шведка рожала в среднем 2,1 ребёнка в течение своей жизни. И если в период с 1900 по 1970 гг. рождаемость по большему счету соответствовала репродуктивному уровню, то после 1970-х гг. уровень в 2,1 единицы был превышен только 2 раза. Это произошло в 1990 и 1991 годах. В последние годы наилучший показатель суммарной рождаемости составил 2,12 единицы в 2010 году, тогда как еще в 1999 году он составлял 1,5 единицы.

Шведская ассоциация сексуального просвещения (RFSU) "просвещает" шведских детей уже 80 лет. Фото: mynewsdesk.com

При этом на сегодняшний день 500 000 человек в Швеции сталкиваются с проблемой при попытке стать родителями - проще говоря, они бездетны. Другой причиной низкой рождаемости является ставшее «притчей во языцех» шведское «планирование семьи».

Более простым способом увеличить население страны является стимулирование иммиграции. Сегодня на улицах шведских городов можно встретить людей всех оттенков кожи и услышать разговоры на самых разных языках. В свои лучшие годы Швеция гостеприимно распахнули двери многочисленным беженцам, преимущественно из стран «третьего мира»; их поток не оскудевает и сегодня.

Не все находящиеся на территории Швеции иммигранты обладают шведским гражданством. Однако они не теряют надежды его получить и в ожидании решения властей проживают в специальных лагерях. В среднем ежегодно шведское гражданство получает около 36 500 иностранных граждан (данные 2011 года), и этот показатель ежегодно увеличивается.

  • Зачем выкладывать свои работы на Atlants.lv

    Что ты получишь, если зарегистрируешься? Бери работы других авторов, не тратя из кошелька ни сантима! Сохраняй свои работы! Помоги и поддержи!

  • Общие вопросы

    Что такое Atlants.lv, и для кого предназначены её материалы Как оформить ссылки на Atlants.lv и др. материалы Что такое плагиат, и в каких случаях разрешено цитировать работы других авторов Технические требования броузеров Предложения и пожелания Как отказаться от получения новостей Как и где можно встретиться с руководством интернет-библиотеки? Возможно ли узнать статистику скачиваний работам, добавленным из профиля незарегистрированного автора?

  • Поиск и выбор материалов

    Поиск необходимого материала Оценка соответствия материала перед оплатой

  • Оплата материалов

    Оплата через СМС Оплата номером подарочной карты (CDI-кодом) Оплата через интернет банк Swedbank Оплата платежной картой Оплата накопленным авторским вознаграждением Оплата через интернет банк SEB Оплата через PayPal Доступные скидки

  • Получение материалов

    Размер оплаты и обоснование Корзина покупок Способы оплаты материалов и их доступность Получение материала с Atlants.lv Как получить бесплатные работы?

  • Материал оплачен, но не получен

    Оплачено через интернет банк Swedbank (Hanzanet) Оплачено расчётной картой Оплачено SMS Оплачено CDI-кодом Оплачено через интернет банк SEB (Ibanka) Оплачено через PayPal Оплачено через Citadele (DIGI=LINK)

  • Открытие и качество полученного файла

    Полученный файл невозможно открыть Получены две или несколько одинаковых работ Получена работа, которая скопирована из книги или из Интернета Получена работа, которая не соответствует описанию или качеству Получена работа, изложенная информация которой ошибочна

  • Регистрация и профиль автора
  • Публикация и удаление работы

    Стандарт прикладываемых файлов Добавление работы Не согласен с тем, что моя работа плагиат Санкции за попытку добавить к Atlants.lv плагиат Как удалить свою работу или авторский профиль Работа не отображается в авторском профиле Где просмотреть присоединённые, отказанные и еще не подтвержденные работы? Как делать в уже публикующейся работе изменения?

  • Авторское вознаграждение и его выплата

    Объём авторского вознаграждения и порядок выплаты Почему сумма, реально перечисленная на счёт, меньше, чем выплаченная? Когда выплачивается авторское вознаграждение? Что делать, если авторское вознаграждение не получено? Справка о подоходном налоге

  • Номера подарочных карт или CDI-коды

    Утерян номер подарочной карты (CDI-код)