Развод и его последствия для детей. Развод: психологические и правовые последствия

  • 21.05.2024

Последствия и причины развода для детей, мужчин и женщин с психологической точки зрения разнообразны. Они наносят душевные травмы. Которые очень долго затягиваются.

Распад семьи и ее ценностей пределах определенного количества лиц происходит постепенно. Он оставляет боль, обиду и непременно сказывается на здоровье его пережившего.

Как правило, развод - это также раздел всего нажитого имущества . Что еще больнее, ведь ранее люди так сильно любили друг друга и не могли друг без друга жить. Еще труднее разводиться тем супругам у кого есть общие дети.

Последствия развода для детей

Больше всего от разрыва и рушения семьи страдают дети. Они очень сильно любят и маму, и папу. Разлука с одним из родителей очень сильно раздражает и огорчает их.

Развод родителей в очень раннем возрасте приводит к тому, что у женщины - мамы пропадает молоко для кормления. А у ребенка от этого случается сильный стресс. Молодой маме приходится искать работу. Ввиду этого стресс усложняется, так как малыш теряет близость с мамой. Унего пропадает аппетит и ухудшается здоровье.

Дети более старшего возраста не могут понять причину развода ребенка. Почему пап из семьи ушел, бросив маму одну. Постоянные вопросы ребенка о том, где он есть и как при этом быть не могут не раздражать мать. Ребенку становится очень тревожно, он грустит и плачет, сон тревожен и беспокоен.

Мальчики раздражительны и агрессивны. Они пытаются выместить свой гнев на окружающих их сверстников, ввязываются в уличные мордобои, находя тем самым отдушины своей агрессии.

Последствия развода для женщин также очень разнообразны по своей форме

Каждая переживает его по-разному. Но для любой это очень большой стресс. Женщина иногда чувствует себя покинутой или брошенной. Особенно, если очень любила своего мужа и у них была очень крепкая и хорошая семья. Развод мог стать для нее большой неожиданностью или даже потрясением. На почве развода при наличии психических расстройств она может причинить себе вред. Чуткость родных и близких в этот период очень важна для нее, особенно если они подбадривают ее и оберегают.

После развода женщина теряет всяческие связи с родственниками и друзьями мужа, замужними подругами, которые потенциально видят в разведенной женщине угрозу и конкурентку браку. Да и сама разведенная женщина отказывается гулять с семьями друзей, которые уже в браке, ведь они постоянно пытаются найти ей кого- нибудь достойного в пару, что самой женщине не очень - то уж и приятно, но ведь друзья желают ей только лучшего. А несчастной она себя при этом не чувствует.

Женщины, прожившие в браке много лет проживают развод немного сильнее. Если супруг внезапно покидает семью, то дети всячески пытаются поддержать мать, даже если у нее есть внуки, они также пытаются оказать хоть какую-то поддержку своей бабушке. Женщина при этом вовсе не чувствует себя одинокой и брошенной.

Измученная работой и жизненными трудностями, уставшая морально женщина постоянно чувствует себя брошенной, особенно в том случае, если близкие постоянно ей об этом напоминает ввиду разговоров об отце семейства, выставляя его подлецом и предателем.

Частенько после распада семьи мама и ребенок возвращаются к родителям мамы, и в том случае, если семья благополучная, то поддержка гарантирована, в этом случае женщине намного легче пережить потери близкого человека. В этом случае многое зависит от психологической обстановки в семье.

Причины развода могут быть разными: наркомания и алкоголизм супруга, это очень веские поводы для избавления от брака. Очень обидно, когда мужчина меняет любимую женщину на бутылку, теряясь при этом в своей индивидуальности.

В целом пережить развод для женщины намного тяжелее, чем для мужчины.

Как переживают развод мужчины

Для мужчины развод также очень большой стресс. Он состоит из обид, боли, переживаний, глубокой сердечной раны. Ведь разведенную женщину как правило жалеют, особенно при наличии детей, а мужчину склонны обвинять в предательстве и уходе из семьи. Но мужчина это живой человек, который также переживает расставание с семьёй любимыми детьми.

После развода мужчина склонен справляться со стрессовыми ситуациями посредством злоупотребления алкоголем. Он уверен, что заглушить водкой все то, что было пережито им вполне возможно, от такой уверенности его состояние напротив ухудшается.

И мужчине, женщине свойственно иметь свой угол, где его ждут домочадцы. Уходя из семьи, он вынужден уходить из теплого и уютного семейного круга или в родительскую семью, где он точно не найдет ни понимания, ни поддержки, а только одни обвинения.

В лучшем случае разводит это психологической переживание и состояние стресса, которое длится не год и не два и пережить которое можно, либо уйдя с головой в работу, либо занявшись любимым делом. Но бывают случаи, когда разведенный человек остается еще и безработным. Это намного страшнее. Ведь психологическая травма ухудшается еще и финансовыми проблемами.

В статье использованы изображения с сайта www.123rf.com

Должность: педагог-психолог

Организация: МБДОУ детский сад общеразвивающего типа № 25 «Мишутка»

Населенный пункт: Мурманская обл. г. Ковдор

Консультация для родителей.

Последствия развода для ребенка.

Развод - всегда неожиданность, и мало кто представляет себе реальные последствия этого события, но, как и почти всему на свете, можно научиться расставаться цивилизованно.

Развод родителей - всегда травма для ребенка. Сколько бы ни прошло лет, даже взрослые называют развод родителей одним из самых тяжёлых воспоминаний детства. Это та реальность, к которой нужно быть готовыми и изменить которую невозможно. Но можно её смягчить, сделать просто грустным переживанием.

Нужно не забывать о том, что развод осуществляется для того, чтобы всем стало лучше. Во имя благополучия ребёнка на всех этапах развода нужно помнить о трех целях:

1. Добиться того, чтобы Ваша семья так и осталась семьёй.

2. Свести к минимуму негативные последствия для детей.

3. Принять развод как неотъемлемую часть бытия .

Для малыша до трех лет важнее всех на свете его мама, поэтому нежелательно отдавать ребенка в ясли до достижения им полных двух лет, как бы трудно ни приходилось. Слишком раннее " перерезание пуповины" может не благоприятно сказаться на нервно-психическом состоянии малыша, который еще не готов оторваться от матери. Страх разлуки может иметь соматические проявления, тогда ребенок частенько будет жаловаться на головную боль или на боле в животе. Могут проявляться приступы кашля, особенно по ночам. Говоря о детях от года до трех, не стоит забывать о том, что самые распространенные страхи этого возраста - боязнь недостаточной любви родителей и страх одиночества. Эти страхи заметно обостряются при конфликтной обстановке в семье, при рождении второго ребенка и особенно при разводе.

Если вы разводитесь, когда вашему малышу еще не исполнилось трех лет, постарайтесь быть очень внимательными к ребенку. Если он станет вольным или невольным свиделем конфликтов между папой и мамой (неважно, что ребенок при этом находится в другой комнате, - он ведь не глухой!), то потом придется иметь дело с целым "букетом" детских страхов или детским неврозом. Естественно, в этом возрасте тяжелее переживается уход матери, но, кто бы ни уходил из семьи, ребенок все равно будет чувствовать себя незащищенным. В этот же период развиваются такие важные психические функции, как восприятие, мышление, память и внимание. Все, что дети воспринимают, вызывает у них яркие эмоциональные реакции, и родители в том числе. Разумеется, хорошо, если папа и мама вызывают у ребенка радостные эмоции, если они оба сияют для него солнечным светом. Но, когда родители разводятся, часть сияния пропадает, и мир для малыша становится темнее и печальнее. Поэтому, дорогие родители, постарайтесь после развода поставить на первое место не себя и свои переживания, а психическое здоровье вашего малыша!

Дети в 2-3 года реагируют на расставание родителей плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, отсутствием опрятности, привязанностью к своим вещам и игрушкам. Нивелировать эти проявления можно создавая необходимый физический уход и заботу.

После трёх лет дети, оказавшиеся в ситуации развода, могут испытывать тревожность, чувство утраты, агрессивность, повышенную гневливость, общительные дети замыкаются. Многие считают себя причиной развода родителей, что может привести к устойчивому чувству самообвинения, снижению самооценки, депрессивным состояниям. Разрыв мальчика с отцом приводит к нарушению усвоения стереотипов мужского поведения.

В 5-6 лет дети отчетливо представляют, как развод родителей может повлиять на их последующую жизнь. Девочки в этот период переживают сильнее, чем мальчики, желают вернуть отца, тоскуют, ищут внимания. Наличие братьев, сестер смягчает ситуацию, дети снимают эмоциональное напряжение во взаимодействии друг с другом.

Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются различия в реакциях и тем серьезнее могут быть нарушении в поведении. Чтобы минимизировать эти влияния, родителям необходимо выстроить правильную линию поведения с ребенком. Первое, что придется сделать - это честно и открыто поговорить с ребенком, сообщить ему о разводе. Пусть он поймет, что мама и папа любят так его так же сильно как прежде и всегда будут рядом, что он ни в коей мере не является причиной развода. Ребенок одинаково сильно любит обоих родителей, поэтому нельзя ставить его перед выбором с кем ему остаться. Ни один из родителей не имеет права лишать его внимания другого и ограничивать общение с ним. При ребенке стоит избегать бурных выяснений отношений и конфликтов. Важно направить все усилия на сохранение привычного образа жизни ребенка настолько насколько это позволяет ситуация. Родителям не стоит терзать себя чувством вины за разрушенную семью, ведь все эти переживания передаются ребенку. Счастливые родители – счастливые дети!

В большинстве случаев адаптация к новой обстановке, связанной с разводом родителей и образованием новой семьи завершается примерно через 2 года. К этому времени большинство детей и родителей приспосабливаются к новой ситуации и начинают вести нормальную жизнь, хотя следы развода могут проявляться вновь во время отрочества или юности. Тем не менее пока связанные с разводом проблемы существуют, они могут служить серьезной помехой социальному и эмоциональному развитию ребенка.

Чтобы ребенку после развода было комфортно:

  • - Обеспечить малышу достаточно общения. Ходите с ним в гости, приглашайте друзей к себе. Ни в коем случае не замыкайтесь в своем мирке!
  • - Идеально, если ваши родители могут много времени проводить с малышом. В этом случае он чувствует, что его любит не только мама, но и бабушка с дедушкой. И тетя. И даже солнышко улыбается персонально для него.
  • - Чтобы ребенок ни "учудил", сохраняйте в общении с ним ровный тон и неизменную доброжелательность. Пусть малыш будет уверен в том, что он и его поступки для вас вещи разные.

Правила безопасного развода:

  • - обязательно объясните на доступном ребенку уровне, что такое развод и почему самые близкие ему люди решили расстаться;
  • поделитесь с малышом своими трудностями, попросите помогать вам и поддерживать и сами обещайте ему помощь и поддержку;
  • учитесь справляться с собственными перепадами настроения и помогайте ребенку справляться с собственными переживаниями. Нет ничего предосудительного в том, чтобы вместе всплакнуть: слезы дают облегчение и сближают;
  • - общайтесь с ребенком как с самым близким и родным человеком. Пусть знает, что он для вас дороже всех сокровищ мира;
  • - почаще находите повод похвалить ребенка, отмечайте его достижения и не заостряйте внимание на неудачах;
  • - всеми силами поддерживайте в ребенке уверенность и оптимистичный взгляд на будущее.

Три «никогда», которые помогут Вам в общении с ребёнком:

  • Никогда не надо говорить ребёнку, что он станет таким же, как отец - пьяницей, забулдыгой, никчемным человеком, как мать, безответственным и агрессивным.
  • Никогда не говорите ребёнку, что он унаследовал от отца (или матери) все самые плохие качества и черты характера.
  • Никогда не пугайте ребёнка, что если он будет себя плохо вести, Вы отправите его жить к отцу (или матери).

Для того чтобы лучше понять собственные мысли и чувства, услышать голос собственного ребёнка и не приписывать ему собственных страхов, обид и тревог, попробуйте сделать следующее

Нам не дано предугадать, как отзовется развод на будущем ребенка. Но в наших силах смягчить последствия и направить развитие ребенка в позитивное русло. И тогда он будет расти счастливым, несмотря на развод, а то и благодаря ему!

Используемая литература:

1.Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей./И.Ю.Млодик.- М.:Суфлер; Ростов н/Д: Феникс,2013-79 с.

2.Нартова-Бочавер С.К. и др. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А.Мухортова

М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

Как и другие системные кризисы, развод имеет последствия для всех членов семьи. Однако в силу высокой эмоциональной значимости в обществе темы последствий развода для ребенка на ней стоит остановиться подробнее. Условно эти последствия можно разделить на реактивные (относительно краткосрочные) и структурные (относительно долгосрочные в силу того, что они, по сути, характеризуют социальную ситуацию развития ребенка).

Реактивные последствия подробно описаны и проанализированы в работах психоаналитически ориентированного терапевта Г. Фигдора (1995, 1998). В них показано, что негативная эмоциональная симптоматика у ребенка - гнев, страхи, импульсивность и др., - возникающая непосредственно после развода, не является патологической, а представляет собой здоровые реакции на внезапно пошатнувшийся мир. В частности, страх во многих случаях заставляет детей регрессировать, они опять будто «цепляются» за мать. Регрессия в таком случае представляет собой попытку вновь восстановить доверие, которое пострадало из-за развода, поэтому ребенок должен опять, как когда-то в раннем детстве, постоянно контролировать присутствие матери.

При этом внезапное исчезновение реакций на развод в большинстве случаев еще не свидетельствует о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций связано с вытеснением или отрицанием тревоги. Появление внешнего спокойствия в ситуации кризиса, в том числе и в поведении детей, часто служит признаком именно начала патологического реагирования и развития ребенка. Ошибочные заключения по поводу взаимосвязи между видимыми реакциями и психическими событиями наблюдаются в виде надежды родителей на то, что ребенок спокойно воспримет развод, и приводят к борьбе с внешними проявлениями его горя, например с гневом или регрессивными реакциями. Таким образом взрослые могут неумышленно усилить его страх: ребенок боится окончательно потерять отца - из-за того, что в их встречах возникают трудности, или мать, потому что замечает ее злость, когда проявляет свои реакции и симптомы.

За консультацией обратилась мать 16-летней девушки, оканчивавшей школу. На протяжении всех лет обучения девочка училась хорошо, легко и с удовольствием, но в последние несколько месяцев ее поведение кардинально изменилось: она начала прогуливать уроки, игнорировать домашние задания, конфликтовать с учителями. Семейная ситуация, сложившаяся в предшествующие этим изменениям месяцы, объясняла ее поведение: неожиданно для всех из семьи ушел отец (к другой женщине, прожив в браке более 20 лет), и одновременно старшая сестра вышла замуж и уехала из родительского дома.

Если взглянуть на развитие семейного процесса, обращает на себя внимание наложение друг на друга сразу нескольких задач развития: подростковый возраст младшей сестры, развод родителей, замужество и переезд старшей сестры. Все это требовало быстрого псреструктурирования семейного устройства, что стало чрезмерным стрессом для всех. Проблемное поведение девушки позволяло компенсировать резкость изменений: как только матери становилось известно об очередной выходке дочери, она вызывала отца и старшую дочь, и семья вновь «воссоединялась». Однако сама девушка не испытывала при этом облегчения, так как остро переживала, что подводит и огорчает мать в такой сложный для нее период, и одновременно чувствовала, что теряет ценное для нее уважение отца.

Структурные последствия развода родителей для ребенка, причем развода двух типов - и завершенного, и незавершенного, представлены в исследовании Г. Л. Будинайте и Л. Коган-Лернер . Данные наблюдений терапевтов и консультантов, занимающихся помощью семье на протяжении второй половины XX в. в Америке и Европе и в последние два десятилетия в России, свидетельствуют о том, что степень адаптации ребенка к постразводной ситуации во многом зависит от того, как бывшим супругам удается справиться с разводом, а именно - как им удается «развести» функциональные зоны супружества и родительства.

В реальных жизненных ситуациях, как правило, можно встретить три варианта такого «разведения», потенциально имеющих различные последствия развода для ребенка:

  • 1) один из бывших супругов сохраняет родительскую роль, второй полностью лишается ее (добровольно или нет);
  • 2) оба супруга сохраняют родительские роли, несмотря на конфликтность;
  • 3) оба сохраняют родительские роли и способны к родительскому сотрудничеству и партнерству.

Терапевтическая практика показывает, что именно поведение и степень включенности родителя в воспитание ребенка, не проживающего с ним (в нашей стране это чаще отец), а также наличие или отсутствие конфликтов между бывшими супругами, сама возможность родительского сотрудничества зачастую определяют особенности последствий развода.

В исследовании изучались особенности представления о семейной структуре детей, переживших развод родителей от 2 до 6 лет назад (2 года - минимальный срок, необходимый для перестройки системы), в сравнении с представлениями о семейной структуре детей из семей с сохраненным супружеством. Группа детей из переживших развод семей была разделена на две подгруппы - с завершенным (функциональным) или незавершенным разводом. Эти подгруппы выделялись на основе анализа особенностей протекания развода, контактов родителей друг с другом, конфликтности их общения, частоты контактов ребенка с обоими родителями.

Согласно данным, полученным с помощью системного семейного теста Геринга (FAST), между семьями с завершенным и незавершенным разводом обнаружены существенные различия. Для группы с незавершенным разводом характерна размытая, невыраженная иерархия , что, с одной стороны, может быть связано со снижением родительского авторитета в восприятии ребенка при наличии большого количества скрытых или явных конфликтов и негативизма в общении родителей. С другой стороны, во многих случаях дети из таких семей часто принимают на себя роль психологического партнера родителя, с которым живут, обеспечивая ему эмоциональную поддержку. В группе семей с завершенным разводом распределение данных, полученных по параметру «иерархия семейной системы», совпадает с распределением данных, полученных по этому параметру в группе семей с сохраненным супружеством, что можно объяснить более последовательным выполнением бывшими супругами родительских функций.

Другим параметром изучения семьи в данном исследовании стал параметр иерархических отношений в родительской подсистеме, отражающий представления ребенка об иерархических отношениях отца и матери (как родителей). В группе семей с сохраненным супружеством почти во всех репрезентациях фигура отца была больше, чем фигура матери, а в группе разведенных семей фигура отца больше фигуры матери только в одном случае. В семьях с завершенным разводом больше всего репрезентаций (67%), в которых фигуры отца и матери одинаковы по высоте. Авторы делают предположение, что семьи с сохраненным супружеством характеризуются более патриархальным укладом семьи. При этом остается открытым вопрос о причинно-следственной связи двух явлений: патриархальность служит условием создания более устойчивого брака - по крайней мере, в нашей культуре - или, напротив, стремление к устойчивости отношений приводит к развитию этой характеристики. Также можно предположить, что прийти к завершенному разводу в наибольшей степени способны эгалитарные пары, в которых иерархия родителей может восприниматься как равная.

По параметру уровня близости в семейной системе группа семей с незавершенным разводом оказалась ближе к семьям с сохраненным супружеством, чем группа семей с завершенным разводом. Обозначая с помощью расстояния между фигурами не только психологическую, но и территориальную близость, дети из семей с завершенным разводом чаще разделяют семью на несколько групп с несколькими ядрами, отражая изменение границ в жизни семьи. Возможно также, что высокий уровень близости в ситуации незавершенного развода связан не столько с реальной, сколько с желаемой ребенком близостью между членами семьи. При завершенном разводе чаще задействуется ресурс расширенной семьи, тогда как при незавершенном разводе это может нс происходить. В случае же незавершенного развода на фоне возрастающей близости и даже «слияния» ребенка с матерью, а иногда, например, с бабушкой по маме, связи ребенка с родственниками по второму родителю очень часто нарушаются.

Таким образом, учет типа развода позволяет дифференцировать его структурные последствия и более точно оценивать их влияние на психологическое благополучие ребенка без опоры на исключительно эмоциональную оценку данного события.

Развод родителей изменяет привычную семейную и жизненную ситуацию ребенка, что закономерно вызывает у него различные реакции - протестные, фобические, депрессивные. На остроту и устойчивость его переживаний оказывает влияние совокупность факторов:

  • - характер внутрисемейных отношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем: дисфункциональные отношения в распадающейся семье, конфликты и ссоры супругов, предшествующие разводу, оказываются важным фактором, влияющим на успешность преодоления детьми его последствий; устойчивые реакции дезадаптации детей фиксируются в хронически конфликтной семье;
  • - особенности протекания процесса развода : эмоциональная реактивность детей соответствует этапам переживания утраты, например, первые два года после развода у дошкольников наблюдается неблагоприятная эмоциональная и поведенческая симптоматика, затем происходит нормализация, и через 3-4 года, при благоприятных семейных условиях, признаки перенесенной психологической травмы исчезают ;
  • - характер взаимоотношений бывших супругов после развода ;
  • - степень изменений привычного уклада жизни ;
  • - степень информированности ребенка о разводе и открытость коммуникации в семье, доступ к контактам с обоими родителями: положительное воздействие на успешность преодоления детьми последствий развода оказывает открытое обсуждение с ними ситуации, напротив, табуирование этой темы, уход от «лишних» вопросов приводят к росту тревоги у ребенка, замещению информации о реальности фантазиями, вытеснению «трудных» или «стыдных» переживаний;
  • - возраст ребенка. Наиболее трудный и опасный возраст для переживания развода родителей - от 4 до 10 лет, так как это возраст эгоцентрического, или «магического», мышления (Ж. Пиаже), когда ребенок воспринимает и мыслит себя неотъемлемой частью всех жизненных событий, свидетелем которых становится. Он будто все берет на себя, во всем видит свое участие и старается повлиять на то, что для него важно. К концу этого периода, на основе того, как ребенком была воспринята и понята жизненная ситуация, он часто принимает некоторые решения-стратегии относительно себя и других. Они ложатся в основу его идентичности и, автоматизируясь, превращаются в устойчивые убеждения, руководя его жизнью в дальнейшем.

Женщина 35 лет абсолютно убеждена, что мужчин надо либо постоянно контролировать, либо держаться от них подальше. Это убеждение коренится в ее детстве, когда, начиная с 7-летиего возраста, она то «отчаянно и безуспешно старалась наладить» совместную жизнь своих родителей, то пыталась убедить их развестись.

  • Будинайте Г. Л., Коган-Лернер Л. Б. Особенности восприятия ребенком 6-7 лет структуры семьи в ситуации развода // Консультативная психология и психотерапия. 2011. № 2.С. 91-110.
  • Карабанова О. Л. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.